Previous Page  11 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 22 Next Page
Page Background

человеконенавистничество есть самое невозможное дело для слуги

Божьего», – говорилось в псалме. Дмитрию Александровичу очень

хотелось привлечь внимание духоборцев к этой проблеме. В 1891 г. по

религиозным мотивам от оружия отказались рядовые Дрожжин и

Изюмченко, за судьбой которых следили толстовцы, в том числе и

Хилков, а в начале 1892 г. было несколько отказов от оружия среди

призванных в армию павловских крестьян. С радостью восприняв весть о

павловцах, Хилков сетовал: «Невольно сравниваю их с духоборами,

молоканами, баптистами и хлыстами. Сравнение не говорит в пользу

всех этих сект. И я думаю, что главное, что мешает людям, числящимся в

этих сектах, проявлять силу духа, – это то, что они обособлены. Как бы

стадо, вечно смотрящее либо на одного вожака, либо друг на друга. Это

очень связывает дух» [15].

Вслед за Хилковым в 1893—1894 гг., кто принудительно, а кто

добровольно, на Кавказ прибыли А.М. Ббдянский, С. Прокопенко и Н.К

Дудченко. В Грузии возникло несколько толстовских колоний.

Последователи Толстого воспринимали духоборцев как

носителей истинного христианства в народной среде, которые временно,

в силу обстоятельств, отошли от своих идеалов. Духоборческое

общество умело хранить тайны от посторонних, и поэтому, даже сойдясь

с ним весьма близко, Хилков, Дудченко и другие так и не поняли, что

толстовцы и духоборцы — «разного духа». Понимание это пришло

позже, уже после переселения духоборцев-постников в Канаду, и

принесло толстовцам разочарование и крушение иллюзий.

В тот период духоборцы действительно оказались очень

удобной почвой для толстовской пропаганды в силу того особого