Previous Page  18 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 22 Next Page
Page Background

Только понаслышке знаю, что он отрицает законность современной

―цивилизации‖, то есть прогрессы ее» [36].

Весной 1895 г. началась переписка П.В. Веригина с Е.И.

Поповым, С.А Дашкевичем, И.М. Трегубовым, а 21 ноября первое

письмо Веригину написал Л.Н. Толстой. Их переписка продолжалась по

1909 г. [37]. Толстовская пропаганда принесла свои плоды весной 1895 г.

В ноябре 1894 г. был обнародован царский манифест, даровавший

помилование некоторым категориям преступников. Духоборцы ожидали,

что П. Веригин и одновременно сосланные с ним старички попадут под

амнистию, но вместо этого им продлили срок. Каким образом

веригинцы-постники могли выразить все свое неприятие этого

неправедного, безбожного государства, как не отказом от его защиты,

непризнанием его властей. Саму форму пассивного протеста своим

последователям подсказал Петр Васильевич.

Отказ 11 солдат-духоборцев от оружия в апреле 1895 г., а затем,

29 июня, в День Петра и Павла, сожжение оружия в трех местах

расселения духоборцев в Закавказье и Карской области в знак протеста

против убийства, войны и насилия были осуществлены по его «совету».

Однако среди духоборцев были и такие, кто действительно сознательно

воспринял эти идеи, так как был убежден в их правоте, а не только

потому, что они исходили от Петра Васильевича. Духоборческая среда

уже несколько лет жила в постоянном духовном напряжении, и, как

люди, склонные к экзальтации, духоборцы внутренне были готовы к

самым отчаянным действиям, к страданиям во имя Бога и даже искали

их. Последующие репрессии, обрушившиеся на них, вызвали взрыв

религиозного энтузиазма.