ВМѢСТО ПРЕДИСЛОВІЯ
7
вляетъ свои дѣла безъ всякихъ особыхъ управителей.
Иногда въ деревенской толпѣ, собравшейся на улицѣ,
глаза мои невольно искали мундира или мѣдной бляхи
съ надписью, но ихъ нигдѣ не было видно. Молодые
парни по старой памяти носили кафтаны казацкаго
покроя и суконныя шапки съ краснымъ кантомъ, но
вмѣсто кокарды онѣ были украшены свѣжими цвѣ-
тами, только что сорванными съ поля. Признаюсь,
даже самая возможность подобнаго сочетанія явилась
для меня совершенно неожиданной. Это быль ми-
ражъ золотого вѣка, на мгновеніе превращенный въ
действительность, какъ бы отброшенный на экранъ
волшебнаго фонаря исторіи предъ глазами изумлен-
наго человѣчества и, быть можетъ, готовый завтра
же разсѣяться въ пространствѣ. Разнообразіе міра
неистощимо, и въ немъ есть мѣсто для осуществле-
нія самыхъ причудливыхъ сновъ. Если бы какой-нибудь
старый народникъ могъ выбрать себѣ сонъ по своему
произволу и потомъ претворить его въ жизнь, онъ,
вѣроятно, вышелъ бы похожъ на этотъ удивительный
округь. И между тѣмъ, какъ только мы прибли-
жались къ границамъ Духоборіи, мы повсюду встрѣ-
чали образцы англосаксонской культуры, совершенно
отличной по типу, жадной, дѣятельной, индивидуали-
стичной, не разбирающей средствъ въ борьбѣ съ
природой и обстоятельствами. Все вмѣстѣ походило,
чтобы взять литературный примѣръ, на старый раз-
сказъ Златовратскаго, переплетенный вмѣстѣ съ Рёдіар-
домъ Киплингомъ.
И по мѣрѣ того какъ мое знакомство съ Духо-
боріей развивалось и шло впередъ, во мнѣ стало
просыпаться чувство, которымъ русская дѣйствитель-
ность такъ рѣдко балуетъ своихъ дѣтей,—то было
чувство гордости русскимъ именемъ, принадлежностью