Previous Page  62 / 309 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 62 / 309 Next Page
Page Background

ВЕРИГИНЪ.

5 9

шли, „слободный путь" отыскивали, они говорили

еще такъ: „Идемъ отыскивать слободу для всѣхъ

братьевъ, особливо для тѣхъ, которые работаютъ въ

рудникахъ и на желѣзныхъ фабрикахъ".

Онъ говорилъ о вышеупомянутомъ крестовомъ

походѣ 1902 г., который англичане окрестили „пи-

лигримствомъ", а сами духоборы называютъ „путемъ

на слободу".

— Все-таки культура слишкомъ сложна, — ска-

залъ Веригинъ. — Надо бы ее упростить, отбросить

все лишнее и вернуться къ первобытной чистотѣ.

— Истооія не возвращается обратно,—-возразилъ

я. — И кромѣ того мы не х о т и м ъ возвращаться.

— Отчего же? — воскликнулъ Веригинъ, —

Жизнь человѣчества, какъ жизнь человѣка, имѣетъ

свое начало и свой конецъ. Неизмѣнны только при^

рода и идеалъ, но человѣчество мѣняется, стремясь

къ нему и отъ него...

— Мы вѣримъ въ безконечной прогрессъ, —

возразилъ я.

— Ваша братія прогрессисты — слишкомъ боль-

шіе гордецы, — сказалъ Веригинъ. — Откуда вы

знаете, что современное человѣчество самое лучшее?

Вонъ патріархи были, по 900 лѣтъ жили, да и тѣ

исчезли. Такъ можетъ исчезнуть и современное че-

ловѣчество.

Я не зналъ, что сказать на такой неожиданный

аргументъ. Въ этомъ оригинальномъ міросозерцаніи

цитаты изъ Дарвина составляли, повидимому, только

ученую обстановку. Корни же его были связаны съ

традиціей...

— Пусть современное человѣчество погибнетъ,—

продолжалъ Веригинъ, — нечего его жалѣть... Быть

можетъ, на мѣсто его вырастетъ другое, лучшее. А