ВЕРИГИНЪ.
5 9
шли, „слободный путь" отыскивали, они говорили
еще такъ: „Идемъ отыскивать слободу для всѣхъ
братьевъ, особливо для тѣхъ, которые работаютъ въ
рудникахъ и на желѣзныхъ фабрикахъ".
Онъ говорилъ о вышеупомянутомъ крестовомъ
походѣ 1902 г., который англичане окрестили „пи-
лигримствомъ", а сами духоборы называютъ „путемъ
на слободу".
— Все-таки культура слишкомъ сложна, — ска-
залъ Веригинъ. — Надо бы ее упростить, отбросить
все лишнее и вернуться къ первобытной чистотѣ.
— Истооія не возвращается обратно,—-возразилъ
я. — И кромѣ того мы не х о т и м ъ возвращаться.
— Отчего же? — воскликнулъ Веригинъ, —
Жизнь человѣчества, какъ жизнь человѣка, имѣетъ
свое начало и свой конецъ. Неизмѣнны только при^
рода и идеалъ, но человѣчество мѣняется, стремясь
къ нему и отъ него...
— Мы вѣримъ въ безконечной прогрессъ, —
возразилъ я.
— Ваша братія прогрессисты — слишкомъ боль-
шіе гордецы, — сказалъ Веригинъ. — Откуда вы
знаете, что современное человѣчество самое лучшее?
Вонъ патріархи были, по 900 лѣтъ жили, да и тѣ
исчезли. Такъ можетъ исчезнуть и современное че-
ловѣчество.
Я не зналъ, что сказать на такой неожиданный
аргументъ. Въ этомъ оригинальномъ міросозерцаніи
цитаты изъ Дарвина составляли, повидимому, только
ученую обстановку. Корни же его были связаны съ
традиціей...
— Пусть современное человѣчество погибнетъ,—
продолжалъ Веригинъ, — нечего его жалѣть... Быть
можетъ, на мѣсто его вырастетъ другое, лучшее. А