60
ДУХОБОРЫ ВЪ КАНАДІІ.
быть можетъ, что ужъ цѣлый рядъ человѣчествъ
смѣнился на землѣ и прежнія могли быть болѣе
совершенны, чѣмъ современныя. По-моему, сказаніе
о раѣ есть какъ воспоминаніе сквозь сонъ о минув-
шемъ совершенствѣ. .. Или вотъ къ примѣру, уче-
ные люди только теперь начинаютъ находить остатки
пропавшихъ цивилизацій и разыскивать хотя бы то,
что желѣзныя дороги были и раньше.
У него, очевидно, былъ цѣлый коробъ такихъ
неожиданныхъ аргументовъ и свѣдѣній.
— Позвольте васъ спросить, — сказалъ я, нако-
нецъ, — вотъ вы давеча вспоминали Дарвина, что
человѣкъ произошелъ отъ одного корня съ живот-
ными. Какъ это связать съ пропавшимъ совершен-
ствомъ?
— Это — современный человѣкъ, конечный, —
возразилъ Веригинъ,—а то безконечный рядъ смѣнъ
человѣчества... Видно не столковаться намъ, — нео-
жиданно прибавилъ онъ.
— Отчего? — спросилъ я съ удивленіемъ.
Мнѣ пришло въ голову, не обидѣлъ ли его
мой прямой вопросъ о теоріи Дарвина.
— Сколько ни приходилось мнѣ говорить съ
вашимъ братомъ, — сказалъ Веригинъ, — съ про-
грессистомъ, то есть,—мысли наши не идутъ по од-
ной дорогѣ, — скрещиваются, перекрещиваются, а
все-таки бѣгутъ розно, по двумъ отдѣльнымъ ко-
леямъ... А впрочемъ, знаете ли что, — прибавилъ
онъ, — по-моему, всѣ эти измышленія о прошломъ
и будущемъ надо оставить до болѣе свободнаго вре-
мени. Теперь же довольно заниматься текущими
дѣлами...
Всѣ эти оригинальныя идеи были, очевидно,
привезены Веригинымъ изь глубины недавняго уеди-