Previous Page  3 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 22 Next Page
Page Background

В литературе утвердилась точка зрения, что духоборческое движение

1890-х годов, кульминацией которого стало сожжение оружия в 1895 г., носило

оригинальный и самостоятельный характер. Это мнение основано на том, что

новое учение духоборцев, получивших название «постники», полностью

сложилось к концу 1894 г., а первые контакты лидеров движения с Л. Н.

Толстым и его последователями состоялись только в декабре 1894 г.; и лишь

после сожжения оружия, когда Толстой и его друзья начали оказывать

духоборцам, подвергшимся репрессиям, моральную и материальную помощь,

между ними установились тесные взаимоотношения.

Существовала, правда, и другая точка зрения, в соответствии с которой в

основе движения духоборцев-постников лежали идеи Толстого, привнесенные в

их среду толстовцами. Эту концепцию исследователи никогда не рассматривали

серьезно, так как она принадлежала чиновникам Синода и Департамента

полиции. За более чем сто лет никто не попытался разобраться в тех событиях и

оценить степень влияния толстовства на духоборческое движение.

Опубликованные и архивные материалы, изученные нами, свидетельствуют о

том, что толстовцы сыграли в духоборческом движении самую

непосредственную роль. Они использовали раскол в секте после смерти

бездетной руководительницы духоборцев Лукерьи Калмыковой и сумели

превратить обычную борьбу за власть и деньги между Петром Веригиным и его