Previous Page  5 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 22 Next Page
Page Background

и тем самым отдалять наступление Царства Правды: «...духовные христиане

и все сыны Царства Правды свободны от пошлины и подати». Духоборцы

считали себя данниками, а не подданными государства, и старались свести

контакты с властями до минимума; для этого они всегда исправно отдавали

«кесарю кесарево». На страницах рукописи Хилков нарочито, заостряет

вопрос об отношении к государству и несколько раз повторяет мысль о том,

что «Царство Правды несовместимо с начальством, властью и силой одних

людей над другими» [4]. Хилков приписал духоборцам и идею о

непротивлении злу: «Духовный христианин не противится злому до тех пор,

пока тот не задевает его человеческого достоинства, то есть Бога, в нем

пребывающего...», но если такое случится, он должен умереть, но не

покориться, так как нельзя слушать людей больше, чем Бога [5].

Духоборцев традиционно считали рационалистической сектой, и это

было большим заблуждением, в которое впали и толстовцы. Духоборцы

никогда не считали Христа простым смертным, избранным Богом для

провозглашения своих заветов человечеству. Христос в понимании

духоборцев – это Бог и Сын Божий, после крестной смерти человеческой

плоти пребывающий в плоти их вождей. Духоборцы никогда не были

анархистами: они безоговорочно признавали власть своего вождя. Они

верили в собственную избранность, и секта была совершенно закрытой для

посторонних людей. Признавая за грех убийство человека, духоборцы имели

оружие и, окруженные кочевыми племенами, грабившими их, пользовались

этим оружием. Что действительно было общего у духоборцев и толстовцев,

так это резко отрицательное отношение к православной церкви, неприятие

внешнего поклонения и его атрибутов.

В 1886 г. в машинописном сборнике «Всходы» под названием «Краткое