2 5 0
В . Г. ТАНЪ.
миссіонеровъ, послѣ искорененія кавказскихъ духо-
боровъ, въ Сѣверной Америкѣ явилась русская Духо-
борія. Интеллигентная мысль потянулась къ Духо-
боріи. Многіе ѣздили смотрѣть и писали, въ томъ
числѣ и азъ нижепишущій.
Послѣ того вышеупомянутые земскіе врачи, на-
родные учителя и страховые агенты, оставивъ въ
забвеніи покойнаго Миклуху-Маклая, обратили ко мнѣ
часть своихъ запросовъ. У меня имѣется коллекція
писемъ, числомъ до полутораста. Письма эти были
получены въ теченіе трехъ лѣтъ 1902—1904, вплоть
до японской войны. Всѣ они весьма однообразны,
какъ будто списаны одно съ другого.
„Уважаемый (имя рекъ!)
Я прочиталъ ваши
очерки духоборской жизни въ Канадѣ и нахожу, что
эта жизнь удовлетворяетъ моимъ духовнымъ стре-
мленіямъ, а потому, собираясь отправиться въ Канаду,
прошу васъ не отказать отвѣтить мнѣ на ниже-
слѣдующіе вопросы:
1) Гдѣ находится та часть Канады, въ которой
живутъ духоборы?
2) Какимъ путемъ всего ближе можно доѣхать
до Канады? (Одинъ даже прибавилъ: моремъ или
сушею?)
3) Гдѣ можно получить билетъ въ Канаду пря-
мого сообщенія, чтобы доѣхать до мѣста?
4) Сколько денегь нужно имѣть, чтобы прожить
въ Канадѣ первое время. Потомъ обыкновенно слѣ-
дуетъ поясненіе: „У меня хватить только на про-
ѣздъ".
5) Какой языкъ лучше всего изучить до отъѣзда?
И при зтомъ поясненіе: „ Французскій я немного
знаю. Англійскій же, какъ я слышалъ, изучить безъ
практики невозможно