МЛКАРСКІЙ.
95
отпущенъ съ совѣтомъ убираться по-добру, по-здо-
рову изъ Виннипега.
Черезъ четыре дня Макарскій публично объявилъ
удивленнымъ жителямъ, что вызываетъ католическихъ
ксендзовъ на открытый диспутъ. Въ это время онъ
уже хорошо говорилъ на простонародномъ англій-
скомъ языкѣ и положилъ начало своей ораторской
славѣ. Рѣчь его была коротка и выразительна.
— Вы, богатые и жирные ксендзы, — сказалъ
онъ, — почему вы называетесь христіане? Нашъ
Панъ, Іезусъ Христъ, былъ бѣдный плотникъ, такъ
само, какъ я. Но только Онъ работалъ долотомъ и
сѣкирой, а я таскаю на спинѣ мѣшокъ съ инстру-
ментами на 25 долларовъ, и спина моя болитъ...
Черезъ нѣсколько времени Макарскій основалъ
свое общество, которое скоро пріобрѣло съ пол-
сотни членовъ самаго пестраго надіональнаго состава.
Я видѣлъ протоколы засѣданій, — они напоминаютъ
вавилонское столпотвореніе. Нѣкоторые листы на-
писаны по-польски, другіе по-русински польскими
буквами и по-русински же кириллицей; иные соста-
влены даже по-исландски, ибо, къ слову сказать, въ
западной Канадѣ много переселенцевъ изъ Исландіи.
Наконецъ, одно имя читается Мустафа-Бей Шишма-
новскій.
Новооснованное общество впрочемъ ни разу не
могло достигнуть сотни членовъ, — перейти три
цифры, какъ говорятъ американцы. Заработки въ
Виннипегѣ слишкомъ высоки, чтобы разношерстные
пришельцы хотѣли посвящать свои досуги на зави-
ральныя идеи. Вдобавокъ, новое общество, какъ
слишкомъ часто бываетъ, скоро раскололось на-двое,
и обѣ половины открыто враждовали другъ съ дру-
гомъ. Личное вліяніе Макарскаго все-таки продол-