7 8
ДУХОБОРЫ ВЪ К А НАД Ѣ.
который онъ занялъ среди духоборскихъ полей. До-
кументы на владѣніе были утверждены за г. Щерби-
ниными но на участкѣ уже были духоборскія пашни.
Я видѣлъ тамъ же очень любезное письмо г. Обеда
Смита, въ которомъ онъ выражалъ надежду, что
г. учитель вознаградитъ духоборовъ за пашню и
разобранныя изгороди. Не думаю, чтобы такая тяжба
создавала взаимное настроеніе, благопріятное для
успѣха школы.
Заслуживаетъ быть упомянутымъ также Владиміръ
Майновъ, который обратился къ духоборамъ съ
письмомъ изъ Нью Іорка. Духоборы прислали ему
денегъ на проѣздъ, и онъ устроилъ школу въ селеніи
Тамбовка. Но черезъ нѣсколько мѣсяцевъ началось
движеніе „слободы", и оно было такъ сильно, что
увлекло и пріѣзжаго учителя. Г, Майновъ вмѣстѣ
со своими сосѣдями отказался отъ употребленія скота,
бросилъ кожаную обувь и сталъ ходить по грязи
пѣшкомъ, возилъ на себѣ кладь изъ Іорктона въ
свое селеніе. Въ концѣ концовъ онъ разочаровался
и исчезъ, какъ многіе другіе. Неудивительно, что
послѣ всѣхъ этихъ опытовъ духоборы при всемъ
своемъ стремленіи къ образованію, особенно въ
младшемъ поколѣніи, получили недовѣріе къ помощи
со стороны, наѣздомъ, и въ особенности безплатно.
Они стали мечтать о томъ, чтобы устроить собствен-
ныя школы, русскія и англійскія, съ платными учи-
телями и подъ контролемъ общины, но пока у
нихъ не хватало средствъ. Правительство было го-
тово оказать имъ помощь, но вопросъ о направленіи
школъ съ самаго начала привелъ къ взаимнымъ не-
доразумѣніямъ. Когда я говорилъ по этому поводу
въ Іорктонѣ съ моими духоборскими знакомцами и
настаивалъ на томъ, что, препятствуя устройству