76
ДУХОБОРЫ ВЪ КАНАДІІ.
Губернаторъ Реджайны продолжалъ предлагать
имъ свободу и требовалъ только въ знакъ подчи-
ненія, чтобы они выпололи полгряды на тюремномъ
огородѣ. Нѣсколько человѣкъ согласились и были
выпущены на свободу. Веригинъ выражалъ увѣрен-
ность, что и остальные не замедлятъ послѣдовать
ихъ примѣру и что второй эпизодъ „пилигримства"
окажется исчерпаннымъ.
Переходъ отъ голой проповѣди къ школамъ,
быть можетъ, несколько неожиданъ, но это были два
текущнхъ вопроса, сильно занимавшихъ вниманіе
Духоборіи и, такъ сказать, уравновѣшивавшихъ другъ
друга.
Въ территоріяхъ Западной Канады, которыя въ
отличіе отъ восточныхъ штатовъ не считаются окон-
чательно организованной страной, школьное обученіе
еще не стало обязательными Правительство, однако,
всячески содѣйствуетъ общинамъ и даже самымъ
мелкимъ группамъ жителей въ заведеніи собствен-
ныхъ школъ и, между прочимъ, оказываетъ имъ
матеріальную помощь въ размѣрѣ двухъ третей не-
обходимыхъ издержекъ. Англійскіе и нѣмецкіе фер-
меры вообще такъ или иначе заводятъ первоначаль-
ныя школы для своихъ дѣтей. Духоборы съ перваго
года пріѣзда завели по всѣмъ селамъ собственныя
школы грамоты, гдѣ мальчики и дѣвочки обучались
чтенію и отчасти пѣнію духоборскихъ псалмовъ.
Нѣсколько школъ было устроено интеллигентными
людьми, которые пріѣхали вмѣстѣ съ духоборами, но
большая часть ихъ имѣла временный характеръ. Че-
резъ годъ или черезъ два устроители уѣзжали въ
Европу, и школы, разумѣется, исчезли. Двѣ-три по-