8 0
ДУХОБОРЫ ВЪ КЛНАДЪ.
нятую землю.
Понятно поэтому, что англійскій
скотоводъ не могъ смотрѣть дружелюбными глазами
на новообразовавшіяся села. Оружіемъ борьбы въ
качествѣ просвѣщеннаго британца онъ
выбралъ
именно школу. Такъ какъ для правительственной
помощи требовался необходимый минимумъ въ пять
дѣтей школьнаго возраста, онъ помогъ переселиться
въ общину еще одному англійскому семейству.
Тогда правительство выдало имъ 900 долларовъ изъ
школьнаго фонда. Смитъ построилъ небольшой домъ
возлѣ своей усадьбы, пригласилъ учителя и былъ
избранъ въ совѣтѣ трехъ жителей попечителемъ но-
вой школы. Черезъ годъ, когда школа стала суще-
ствуюіцимъ фактомъ, Смитъ обратился къ духобо-
рамъ, какъ къ жителямъ той же общины, съ требо-
ваніемъ посылать своихъ дѣтей для обученія, а
главное, принять участіе въ необходимыхъ издерж-
кахъ. Духоборы, разумѣется, отказались наотрѣзъ
отъ того и отъ другого. Тогда Смитъ захватилъ
пару духоборскихъ лошадей, одна изъ которыхъ
очень скоро была продана съ аукціоннаго торга въ
пользу школы. Духоборія заволновалась. Но Вери-
гинъ предложилъ Смиту, прежде чѣмъ доводить дѣло
до офиціальной жалобы, сдѣлать попытку гіолю-
бовнаго соглашенія.
— Собрались мы, — разсказывалъ Веригинъ,—
у школьной же избы. Духоборовъ больше поло-
вины пришло изъ обоихъ селеній; Смитъ, ко-
нечно, тутъ же съ батракомъ и два другихъ
англичанина. Я сперва и сказалъ: „Я, молъ, го-
ворю, здѣсь чужой, даже и въ околицѣ здѣшней
не живу. Конечно, я могу высказать мое мнѣніе,
но почемъ я знаю, можетъ, вы и слушать меня не
захотите", А они говорятъ: „Какже, какже, гово-