С
ЕЛО
Т
ЕРІГЬНІЕ.
149
стадъ. Для этой дѣли нѣкоторыя болѣе многолюд-
ныя села, какъ Надежда и Отрадное, должны были
расколоться на-двое и даже на-трое; другія отде-
ляли отростки, которые имѣли присоединиться къ
малолюднымъ селеніямъ и дополнить ихъ до общей
нормы.
— У насъ рѣшили вообще,—разсказывали мнѣ
духоборы, — новыя села заводить по сороку дворовъ
и по сороку участковъ, и чтобы молодымъ не жить
со стариками, развѣ самъ похочетъ. А по закону,
какъ кто женится, получаетъ свою избу и все хо-
зяйство ...
Я полюбопытствовалъ о причинахъ, вызывающихъ
это стремленіе къ крайнему раздробленію семей.
— Очень просто, — объясняли духоборы, — какъ
у насъ есть общее хозяйство, то намъ не надо другъ
объ дружку безъ нужды шоркаться. А по нашему
примѣчанію, тѣ друзья лучше живутъ, которые рѣже
видаются. Пускай же каждая жененка имѣетъ свое
гнѣздо и свое хозяйство...
Предо мной, очевидно, былъ единственный въ
своемъ родѣ примѣръ дальнѣйшаго развитія началъ,
лежащихъ или, вѣрнѣе сказать, л е ж а вши х ъ въ осно-
вами русской земельной общины, и это развитіе
логически вытекало изъ измѣненія общественныхъ и
хозяйственныхъ условій. При общемъ земельномъ
владѣніи и частномъ полевомъ хозяйствѣ крупная не-
разделенная семья являлась главнымъ краеугольнымъ
камнемъ экономическаго строя деревни. Здѣсь, напро-
тивъ, при общинномъ хозяйствѣ, раздѣлы теряли
свой вредный характеръ, и индивидуальность, сме-
ненная архаической формой общиннаго владѣнія,
спѣшила немедленно заявить свои права и осуще-
ствить ихъ въ рамкахъ болѣе сложной и въ то же