150
ДУХОБОРЫ ВЪ КАНАДЪ.
время болѣе эластичной и свободной экономической
системы.
Указаніе на сорокъ участковъ, которые соотвѣт-
ствуютъ сорока дворамъ каждой деревни, было для
меня не совсѣмъ ясно, но при дальнѣйшихъ раз-
спросахъ я съ удивленіемъ узналъ, что старанія ка-
надскаго правительства, повидимому, все-таки не про-
пали даромъ. Духоборскій комитетъ, составляя свои
списки надѣльныхъ душъ, тщательно группировалъ
ихъ примѣнительно къ предположенному плану раз-
селенія, и теперь каждая группа хозяйствъ имѣла
переселиться именно на свои собственные участки.
— Это, чтобы потомъ путаницы не было, -— объ-
ясняли духоборы, — можетъ, дѣлиться захотятъ или
чего, такъ чтобы у каждаго была на-лицо своя
земля...
Я скорѣе склоненъ былъ ожидать, что община
нарочно спутаетъ всѣ списки, чтобы поставить пре-
граду раздѣлу, но духоборская организація разви-
валась по своеобразному плану, полному тщательно
обдуманныхъ и потому неожиданныхъ деталей.
Впрочемъ, въ настоящее время никто не думалъ
о раздѣлѣ. Какъ сказано, въ селеніи оставалось мало
мужчинъ, и большая часть работъ совершалась ру-
ками женщинъ. Но духоборскія сестрицы жили очень
дружно, дѣло спорилось у нихъ въ рукахъ, и, бла-
годаря выгодамъ общаго труда, онѣ даже въ эту
пору, предъ началомъ страды, имѣли много досуга
и отнюдь не должны были убиваться надъ работой
„отъ свѣта до свѣта", какъ въ былое время, на
старомъ пепелищѣ.
— Хорошо вмѣстѣ жить, — говорили онѣ, — легко,
заботы нѣтъ. Встанемъ утромъ, посмотримъ, еще
солнышко на небушкѣ не очень высоко, слава тебѣ,