154
ДУХОБОРЫ ВЪ КАНАДЪ.
ханное ли дѣло, чтобы собственная родная жена пошла
противъ моего касательства, на сходѣ то есть? Какъ
же это не обида?
— Какъ собственная? — возражали бабы. —
Такъ, вѣдь, и о лошади говорить нельзя. Не соб-
ственная, а Божья.
— Мужъ и жена — одно тѣло, одна душа,
одинъ голосъ! — сентенціозно заявляли старики...
— Мужъ и жена — два разные человѣка, —
настаивали бабы, — могутъ у нихъ быть два разные
голоса...
Не удивительно, что женщины, особенно помо-
ложе, являются самыми ревностными сторонницами
новаго устройства, которое относится такъ бережно
къ ихъ индивидуальнымъ стремленіямъ и обѣщаетъ
имъ дать новыя права. Мнѣ извѣстно нѣсколько слу-
чаевъ, гдѣ по поводу послѣднихъ преобразованій
возникло раздѣленіе въ семьяхъ. Отецъ и старшіе
сыновья не желали вступать въ новую общину, ибо
приходилось отдавать въ общее вдадѣніе уже нажи-
тое, довольно значительное добро. Мужчины дока-
зывали, что гораздо удобнѣе выселиться изъ деревни
и взять ферму на сторонѣ. Но женскій элементъ
семьи, съ матерью во главѣ, объявилъ, что не же-
лаетъ уходить на сторону и отдѣляться отъ одно-
сельчанъ, и мужчинамъ пришлось подчиниться.
Перенесете селъ должно было начаться осенью,
и подготовительныя работы дѣятельно производились
по всей линіи. Часть молодыхъ дѣвушекъ и около
десятка мужиковъ, изъ числа оставшихся дома, уже
второй мѣсяцъ жили на облюбованномъ мѣстѣ. Они
расчищали площадь, назначенную подъ усадьбы, и
планировали зданія; въ особенности же они занима-
лись приготовленіемъ огородовъ и распахиваніемъ