ГІО СЕЛАМЪ.
187
силку и наработаетъ ему, пожалуй, на пятьдесятъ
или на сто доллеровъ. И все такъ. Стало-быть, намъ
тоже надо хвататься за все, чтобы и мы могли жить
по разуму, съ обдумкой.
Люди болѣе простого склада не искали разсу-
жденій, но крѣпко держались другъ за друга и за
общину.
Мнѣ говорили по этому поводу въ томъ же
самомъ „мельничномъ" селѣ Благодареніе: „Люди
тоже большую силу имѣютъ, то есть міръ. Дюжѣе
скота и лошадей. Вотъ, къ примѣру, мы камень вы-
возили на жорновъ, большой такой дикарь-камень,
пятерикъ. Впрягли три пары лошадей. Лошади здо-
ровый, сбруя не стоитъ. Цѣпь или даже барка (пере-
кладина),— все рвется, ломается. Протащили сажень
съ сотню, сталъ камень садиться въ землю, не. мо-
жемъ подѣлать ничего. Сейчасъ это говоримъ: „Да-
вайте-ка селомъ вытаскивать. Сошлось все село, до
старичковъ и дѣтишковъ, и бабы вмѣстѣ. Опутали
его веревками и не то бы веревками, а даже просто
нитками, и никто черезъ силу не надувался, а по-
тянули и потащили. Такъ и община
Въ общинѣ
жить способно,—прибавляли они. — Если по одному
разу топоромъ стукнуть, можно избу сложить".
Эти простецы работали, не покладая рукъ, и, на-
примѣръ, въ селеніи Петровкѣ рѣшили на новыхъ
постройкахъ удлинить на одинъ часъ обычный для
всей Духоборіи десятичасовой рабочій лѣтній день,
потому что имъ было „въ охоту наработать по-
больше".
Среди представителей болѣе интеллигентнаго типа
попадались люди, въ высшей степени привлекатель-
ные, которые придавали духоборской „обчей жизни"
тонкую и своеобразную идейную подкладку. Однимъ