192
ДУХОБОРЫ ВЪ
Клнлдъ.
Зорчаковъ охотно разсказывалъ о духоборской
старинѣ.
— Духоборы,— говорилъ онъ,—были въ огнен-
ной пещи мучимы и отъ дикихъ звѣрей растерзаны,
въ Ме т р о п а в л о в с к о й крѣпости сидѣли, но Бога сво-
его не предали. Россейскіе духоборы набирались
„по единому къ единому", изъ казаковъ, изъ хохловъ
m изъ мордвовъ. А наши родители, — говорилъ
юнъ, — были изъ Тамбовской губерніи, самые ко-
ленные русаки, рыжаки-лапотники, и отъ нихъ по-
шелъ духоборскій корень.
Тамбовская губернія по
шеей Россіи первая, а эти воронежскіе да пензяки,
гкакъ пристяжныя лошади, послѣ населенныя мѣста. И
какъ пришли эти мужики въ Тифлисъ и въ Баку, и тамъ
мои родители займовались кожей, а эти тамбовскіе со-
брались къ нему, будто „помогнуть", не то что для
работы, а болчгпе для поглядѣнія. Вышли, стали
гулять, заиграли пѣсни, а одинъ мужичекъ пустился
плясать, и, еще помню, пляшетъ да тернетъ ногой
объ ногу и скажетъ: „Лапоть, дай огня!" Это, зна-
ете, какъ говорится: „Богатый мужикъ бьетъ под-
кову о подкову, a бѣдный мужикъ бьетъ лапоть
объ лапоть".
Жили сыто, весело, дома хорошо
держали. Ъздилъ скотландскій путешественникъ по
духаборамъ и потомъ написалъ, что одна духобор-
ская женщина стоитъ пятьдесятъ нѣкоторыхъ иныхъ
женокъ. Потому, пока мужъ ея на работѣ, онаприготов-
ляетъ ему способа и дѣтей блюдетъ. А у нѣкоторыхъ
иныхъ народовъ мужъ надъ женой,—не отводя кулака,
и для дѣтей тоже такъ...
Сѣнокосъ былъ въ полномъ разгарѣ., Почти
передъ каждымъ селеніемъ мы встрѣчали группы
молодыхъ женшинъ, которыя ворошили граблями
сѣно, скошенное наканунѣ машиной.
Вслѣдствіе