190
Д
УХОБОРЫ ВЪ
К
АНЛД-В
.
и мастерскія. Было у меня одно долото, я его от-
несъ въ мастерскую. Тамъ теперь однихъ долотьевъ
восемьдесятъ, инструменты всякіе, — иди, бери и ра-
ботай, что надо, не то скажи, и тебѣ сработаютъ.
А по одиночкѣ надо всякому покупать инструмен-
товъ на три-четыре доллера. Такъ и во всемъ.
Именно такіе люди, какъ Зорчаковъ, болѣе всего
содействовали примиренію обѣихъ партій Духоборіи
и основанію новаго устройства. Тѣмъ не менѣе Зор-
чаковъ разсказалъ мнѣ случай, мелкій, но любопыт-
ный, который освѣщаетъ внутреннюю жизнь Духо-
боріи съ нѣсколько иной стороны. Я уже упоминалъ,
что обѣтъ „не курить трубки" входитъ, какъ одинъ
изъ кардинальныхъ пунктовъ въ новое „духовное по-
ложеніе" Духоборіи. Почему такое сравнительно не-
винное пристрастіе приравнено къ смертному грѣху,
объяснить довольно трудно. Духоборы усиленно дока,
зываютъ, что куритьтабакъ, первое—грязно, второе—
вредно для груди. Какъ бы то ни было, эта вражда
къ табаку имѣетъ совсѣмъ старовѣрскій характеръ.
— Есть тутъ въ селеніи Покровкѣ, — разсказы-
валъ Зорчаковъ,—мой роднякъ, старичекъ, завзя-
тый табачникъ, трубочникъ. Старуха у него, сыны
большіе, а меньшому десять лѣтъ. Вотъ разъ приходитъ
къ намъ на село, плачетъ. „Прощайте — говоритъ,—
я ѣду въ Рассею". — „Что ты, — говоримъ, — Богъ
съ тобой, а старуха какъ?" — „Старуха, — гово-
ритъ, — остается съ большими сынами, а меньшень-
каго мнѣ отдала".— „Какъ же, — говорю, — вѣдь
тамъ солдатчина?" Вижу, плачетъ старикъ. „Не
могу, — говоритъ, — отказаться отъ табаку. Какъ
бросю курить, стану ходить, какъ чумной, все будто
чего-то ищу, забылъ или потерялъ чего. Видно, моя
утроба требоваетъ трубки". — „Ну, —говорю, — если