П о
СЕЛЛМЪ.
ш
хлѣбъ есть, молоко есть, масло есть, картошка есть.
Хлѣба съ душу, а одежи съ тушу, и больше ни-
чего не надо. Раньше у меня былъ „на старинѣ"
какой-то паршивый хуторъ, лошади, деньги. Надо
было рано вставать, доглядать коровъ, а съ вечера
посылать собакъ на караулъ, безпокоиться, не украли
бы чего. А когда я все отдалъ, сталъ мнѣ с покой.
Теперь спи все утро. Жена разбудитъ завтракать,
скажешь: „Ахъ, зачѣмъ рано сварила?" Отвѣтитъ:
„Встань, пожалуйста, поѣшьда опять ложись спать"...
— Какъ возникаетъ вражда между людьми? —
говорилъ Зорчаковъ. — Къ примѣру, мы — сусѣды, и
у насъ огороды. Если мой ребенокъ зайдетъ на твои
гряды, ты ему виски надерешь. Я хоть, можетъ, ни-
чего не скажу, но попадись мнѣ твой, я ему вдвое
отдамъ. А ты опять вдвое. Дальше и больше, пока
не дойдетъ дѣло до судовъ. Значить, если началъ
раздѣденіе труда, то будетъ раздѣленіе плода, —
часть тебѣ, a двѣ части тому, кто половчѣе и по-
смѣлѣе. Такъ же и правительское дѣло. До тѣхъ
поръ считаются людьми и землями, пока ввяжутся во
что, и начинается тогда война. Такъ же еще съ ма-
шинами. Если въ нашемъ селеніи восемьдесятъ фар-
мовъ, то надо намъ, значить, восемьдесятъ косилокъ да
восемьдесятъ сноповязалокъ. А если съ сосѣдомъ за-
вести, то онъ гдѣ себѣ живетъ да робитъ на фармѣ на
своей. А смотришь, въ одинъ день требуется и тебѣ,
и ему. Тутъ можетъ выйти ссора. А въ другое время
машина лежи безъ дѣла да ржавѣй. А у насъ въ се-
леніи перво было только два плуга, три пары лошадей,
мы этими лошадьми всѣ кругомъ опахивались, а если
шесть парь лошадей, такъ можно шатай-валяй, сколько
хочешь напахать. Не то теперь у насъ, — двѣ ко-
силки, и мы обходимся ими на все село. Такъ же