Previous Page  194 / 309 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 194 / 309 Next Page
Page Background

ГІО СЕЛАМЪ.

191

ужъ ты не можешь такъ, Богъ съ тобой, кури". —•

„Смѣются,— говоритъ, —надо мной въ деревнѣ, на-

зываютъ меня паровикомъ". Тутъ и я не утерпѣлъ,—

прибавилъ Зорчаковъ.— „Правда, — говорю, — вотъ

ты станешь возжаться съ табакомъ, а глядя на тебя,

какой-нибудь парничокъ свернетъ листъ бумаги и

тоже захочетъ дымить. Такъ не лучше ли тебѣ пе-

реломить свою плоть, чѣмъ видѣть, какъ твой соб-

ственный сынъ сдѣлается въ родѣ трубы самоварной ?

А между прочимъ я поговорю вашимъ старикамъ,

чтобы они не очень смѣялись". Вздохнулъ мой ста-

ричекъ тяжко... „Пойду, — говоритъ, — я домой,

попробую еще укрѣпиться".

Вопросъ о степени личной свободы въ духобор-

ской общинѣ трудно поддается точному опредѣленію.

Теоретически каждый человѣкъ свободенъ во всѣхъ

своихъ поступкахъ.

— Мнѣ какое дѣло? — говорилъ мнѣ по этому

поводу Зорчаковъ. — Пусть дѣлаютъ, какъ знаютъ,

Они должны блюсти свои души сами.

Практика, однако, не совпадаетъ съ теоріей.

— А что вы дѣлаете, — спрашивалъ я въ селѣ

Вѣра,

если кто-нибудь преступаетъ правило?

— Ничего, — отвѣчали жители. — Вотъ у насъ

одинъ старичекъ свою коровку при себѣ держитъ.

Мы ему ничего не дѣлаемъ.

—- Такъ-таки совсѣмъ ничего? — настаивалъ я.

— Ни-ни! -— увѣряли духоборы.. — Даже не

говоримъ ничего, только ходимъ кругомъ него да

плачемъ.

Не думаю, чтобы человѣкъ, обстрѣливаемый та-

кимъ плачемъ, могь долго отстаивать свою позицію.

Очевидно, даже теорія непротивленія злу способна

вырабатывать практику дѣйствительнаго понужденія.