ГІО СЕЛАМЪ.
191
ужъ ты не можешь такъ, Богъ съ тобой, кури". —•
„Смѣются,— говоритъ, —надо мной въ деревнѣ, на-
зываютъ меня паровикомъ". Тутъ и я не утерпѣлъ,—
прибавилъ Зорчаковъ.— „Правда, — говорю, — вотъ
ты станешь возжаться съ табакомъ, а глядя на тебя,
какой-нибудь парничокъ свернетъ листъ бумаги и
тоже захочетъ дымить. Такъ не лучше ли тебѣ пе-
реломить свою плоть, чѣмъ видѣть, какъ твой соб-
ственный сынъ сдѣлается въ родѣ трубы самоварной ?
А между прочимъ я поговорю вашимъ старикамъ,
чтобы они не очень смѣялись". Вздохнулъ мой ста-
ричекъ тяжко... „Пойду, — говоритъ, — я домой,
попробую еще укрѣпиться".
Вопросъ о степени личной свободы въ духобор-
ской общинѣ трудно поддается точному опредѣленію.
Теоретически каждый человѣкъ свободенъ во всѣхъ
своихъ поступкахъ.
— Мнѣ какое дѣло? — говорилъ мнѣ по этому
поводу Зорчаковъ. — Пусть дѣлаютъ, какъ знаютъ,
Они должны блюсти свои души сами.
Практика, однако, не совпадаетъ съ теоріей.
— А что вы дѣлаете, — спрашивалъ я въ селѣ
Вѣра,
если кто-нибудь преступаетъ правило?
— Ничего, — отвѣчали жители. — Вотъ у насъ
одинъ старичекъ свою коровку при себѣ держитъ.
Мы ему ничего не дѣлаемъ.
—- Такъ-таки совсѣмъ ничего? — настаивалъ я.
— Ни-ни! -— увѣряли духоборы.. — Даже не
говоримъ ничего, только ходимъ кругомъ него да
плачемъ.
Не думаю, чтобы человѣкъ, обстрѣливаемый та-
кимъ плачемъ, могь долго отстаивать свою позицію.
Очевидно, даже теорія непротивленія злу способна
вырабатывать практику дѣйствительнаго понужденія.