ГІО СЕЛАМЪ.
197
и даже спорили о томъ, чей дѣдъ старѣе. Особаго
авторитета они, однако, не имѣли, и даже обычный
терминъ „старички" часто придавался людямъ между
30-лѣтнимъ и 40-лѣтнимъ возрастомъ, если только
они успѣли заслужить уваженіе сосѣдей. Изъ древ-
нихъ стариковъ замѣчательнѣе всѣхъ былъ дѣдушка
Махортовъ изъ Петровки, старый севастопольскій
матросъ, которому было 89 лѣтъ. Онъ былъ еще
довольно бодръ и могъ разъѣзжать одинъ въ таран-
тасѣ за 30 или за 40 верстъ. Онъ былъ особенно
любимъ дѣтьми и изъ подростковъ своего села со-
ставилъ большой хоръ, ревностно обучая его по духо-
борскому обычаю „склонному" пѣнію псалмовъ и
духовныхъ стиховъ. Бабушкѣ Настѣ, матери Петра
Веригина, было 86 лѣтъ. Она совершенно одряхлѣла
и почти не выходила изъ комнаты. Впрочемъ, че-
тыре года тому назадъ она сдѣлала вмѣстѣ со всею
общиной переѣздъ черезъ море и путешествіе въ
западную Канаду. При ней не было тогда ни одного
изъ ея семи сыновей, но невѣстки и многочисленные
внуки всячески старались облегчить для нея трудно-
сти переѣзда и первыхъ мѣсяцевъ жизни на откры-
томъ воздухѣ „подъ комаромъ". Теперь кромѣ
Петра съ нею былъ младшій сынъ Гриша, который
только что явился изъ Сибири въ Канаду послѣ
удачнаго бѣгства вмѣстѣ съ двумя товарищами и
довольно кружнымъ, необычнымъ путемъ. Изъ дру-
гихъ сыновей двое недавно умерли, другіе все еще
были далеко въ Якутскѣ. „Духоборскіе люди" оказы-
вали своей бабушкѣ всевозможные знаки вниманія:
они посылали ей привѣты и гостинцы изъ самыхъ
далекихъ селеній округи. При насъ „десять дѣвъ
съ сивера" пришли пѣшкомъ за 30 миль и принесли
бабушкѣ малины и варенья. Мы встрѣтили ихъ,