ГІО СЕЛАМЪ.
201
до человѣческой крови, которая брызнула на бѣлыя
одежды ангела и оставила на нихъ неизгладимыя
пятна, онъ глубоко вздохнулъ.
— На этомъ свѣтѣ кровавыя пятна отмываютъ
мыломъ, — сказалъ онъ мнѣ съ горечью, — и по-
томъ ходятъ еще того бѣлѣе . . .
Общественные
взгляды моихъ собесѣдниковъ
представляли любопытное смѣшеніе прежней теоріи
избранничества и новой нроповѣди братства всѣхъ
народовъ.
— Намъ надо стараться, — начинали они, —
чтобы нашъ Богъ прославился и мы, духоборы, про-
славились превыше всѣхъ народовъ. Какъ мы были
на Кавказѣ, и наши были славные жители, такъ то
и здѣсь. Если мы будемъ впереди, то наше имя
возвысится, а если мы будемъ позади, то наше имя
унизится. Если устроимъ свою жизню по совѣту и
по всей обчинѣ, тогда разновѣры могутъ признать,
что такъ жить легче и впослѣдствіи времени и сами
могутъ перейти такъ, а если мы построимъ наш>
жизнь худо, то, пожалуй, и сами разбѣжимся.
— А приняли бы вы другихъ людей въ вашу
общину? — спрашивалъ я.
— А то! — отвѣчали одни. — Если наша жизни
имъ понравитъ и они пожелаютъ расположиться такъ
же, то мы ради...
Другіе, однако, отвѣчали болѣе уклончиво:
— За нами только часть земли. Вотъ, если хо-
тятъ, пусть занимаютъ землю, гдѣ есть свободная, и
устраиваютъ такую же общину.
Какъ бы то ни было, за духоборскими теоріями
скрывалось много дѣйствительнаго сочувствія человѣ-
ческому горю.
— Никого такъ не жаль, — говорилъ мнѣ млад-