ГІО
СЕЛАМЪ.
199
значитъ, не обижай другихъ, не забирай чужого,
бери то, что положено на твой пай; ну, напримѣрь,
если дѣти, я люблю своихъ дѣтей, то долженъ лю-
бить и другихъ столько же. И теперь взять тварь, —
ей тоже больно. Она ходитъ, боится, — значитъ,
ее тоже не надо трогать, обижать. Какъ человѣкъ
разумный, а она неразумная, — телка, одно сказать.
Вотъ поманишь ее, она къ тебѣ идетъ, говоритъ:
„Му-у! Я люблю тебя, я тебѣ вѣрю!" А ты взялъ
ее, повелъ и стукъ сѣкирой по лбу. Какъ же не
разбой? Я на это не согласенъ. Мое сердце не мо-
жетъ противостоять.
Критика Антона Попова не щадила и самой Духо-
боріи.
— Если у духоборовъ есть какія дурныя дѣла, —
сказалъ онъ мнѣ въ видѣ девиза, — то надо ихъ
выбросить вверхъ ногами, а если у индѣйцевъ или
у черныхъ что есть хорошее, то взять и принять.
Потому есть и у духоборовъ разныя глупости, зата-
щенныя изъ другихъ вѣръ. Прежде я думалъ такъ, —
говорилъ Поповъ, — что вотъ бываютъ всякія вѣры,
то есть вѣра христіанская, и турецкая, и духоборская,
и молокане, и евреи, и всякій говоритъ: моя пра-
вильная, a другія кривыя. Потомъ я подумалъ, ка-
кая же кривая? Не лучше ль совсѣмъ отслониться отъ
этого спора?*?
Излишне прибавлять, что Антонъ Поповъ былъ
страстнымъ приверженцемъ науки и образования.
Рѣчи его по этому поводу были прямо трога-
тельны.
—- Я дѣтей своихъ шибко люблю, — говорилъ
онъ, — ужасно люблю... Конечно, знаю, это —
грѣхъ. Ну, что жъ дѣлать? Надо бы всѣхъ такъ
любить. Теперь насчетъ науки. Положимъ, что че-