Previous Page  208 / 309 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 208 / 309 Next Page
Page Background

ПО СЕЛAMT».

205

говорилъ мнѣ Антонъ Поповъ, — но только они

доходятъ до распутства, и все у нихъ деньги. Если

у меня тысяча долларовъ, я хочу двѣ, а если двѣ,—

хочу три. За деньги готовъ и душу свою процать.

Къ слову сказать, меня поразило знаніе канадской

жизни вплоть до законовъ гражданскихъ и государ-

ственных^ усвоенное Духоборіей. Это была какая-то

своеобразная собирательная мудрость. Одинъ чело-

вѣкъ зналъ одно, другой — другое, и такимъ обра-

зомъ вся община обладала полнымъ знаніемъ. Въ

случаѣ надобности это знаніе выдвигалось впередъ

и служило общинѣ. Такимъ образомъ община могла

вести тяжбы, вступать въ юридическія сдѣлки, писать

„бумаги" по начальству. Эта собирательная мудрость

играла видную роль въ духовной жизни Духоборіи.

Несмотря на выдающуюся даровитость отдѣльныхъ

личностей, значеніе массы, видимо, перевѣшивало.

Отдѣлыюе сужденіе или свѣдѣніе передавалось съ

одного конца округа на другой съ быстротой теле-

графа, по пути подвергалось соотвѣтственной обра-

боткѣ и превращалось въ безличное общественное

достояніе. Поэтому, рядомъ съ разнообразіемъ инди-

видуальныхъ мнѣній, въ разныхъ концахъ Ду::оборіи

можно было получить на любой вопросъ почти

тождественный стереотипный отвѣтъ. Однимъ сло-

вомъ, это та самая народная мудрость, которая

нѣкогда вырабатывала народную поэзію и уставы

обычнаго права, а теперь вырабатываетъ въ Духоборіи

новый укладъ жизни и этики.

Воскресенье заставало насъ три раза на нашемъ

пути. Духоборы проводили его въ праздничномь от-

дыхѣ и съ ранняго утра собирались вмѣстѣ для общаго

моленія. Молитвенный домъ почти всегда являлся

обыкновенною жилой избой почище и побольше.