26 2
ИСКАТЕЛИ.
ника. Старшій протоіерей съ экспромту рѣчь го-
воригь:
„— Православные христіане, по благословенію
Его Преосвященства въ эти часы мы будемъ объ-
яснять народу службу, какъ ходимъ въ церковь
и крестимся, и кланяемся.
Многіе ходятъ,
не
знаютъ.
„Другой священникъ сказалъ по-своему, а то
же самое: „Жалко васъ стало, темные люди, въ под-
пол ьѣ живете".
„Такъ меня за сердце задѣло: — Кто вино-
ватъ. Вы же не выпускали на свѣтъ. Погоди-ка,
мы узнаемъ, кто въ подпольѣ живетъ...
„Третій сказалъ. Четвертый выходить съ кни-
гой: „Дьяконъ голову наклонитъ, и вы тоже кла-
няйтесь". По одной командѣ... Достойно читаютъ,
кончили.
Я впередъ пробрался. — Батюшка! —
„Чего?" — „Я не понялъ. Чать, можно спросить?" —
„Спрашивай". — „Прискорбно мнѣ, въ подпольѣ мы
были. Выпускаете насъ. Не знаемъ, что годно.
Хочу учить я церковную дисциплину. Сколько же
въ службѣ поклоновъ земляныхъ, сколько грудныхъ,
сколько поясныхъ? Объясните намъ".
„Опѣшили они. Посматриваютъ другъ на друга.
„Мы къ этому не припаслись. Придите въ слѣ-
дующій разъ". Церковь взбунтовалась. На другое
воскресенье народу не протолкнешь. Слухъ про-
шелъ: „Человѣкъ выходить, задаетъ вопросы". Я
опять тутъ. — „Дайте намъ настоящее правило:
можно ли въ воскресенье класть земные поклоны".
До архіерея дошелъ: „Какое тебѣ правило? Есть
постановленіе святѣйшаго синода"...
Послѣ этого слѣдовала цѣлая эпопея диспутовъ
и споровъ Неручева съ мѣстнымъ духовенствомъ.