• Архив

    «   Январь 2025   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

О преемственности власти.

В начале 19 века религиозные философы и идейные вдохновители духоборчества смогли сформировать основные догматы и убедить своих единомышленников в своем первосвященстве. В роде Капустиных-Калмыковых пребывает дух Иисуса Христа и правление стало передаваться из поколения в поколение по фамильному роду. В 1886 году эта религиозная доктрина была нарушена.  Скоропостижная смерть их правительницы или, как тогда ее называли, духоборческой богородицы Лукерьи Васильевны Калмыковой, всколыхнуло общину вопросами передачи власти. На момент смерти «Лушечка» была бездетной вдовой и последние 23 года правила самостоятельно.  Одним из приближенных или, как тогда говорили, «фаворит» оказался 28 летний Петр Веригин. В чем заключалась эта приближенность и количество «фаворитов» история не сохранила. Даже если предположить, что Лукерья задумывалась о преемственности власти, единственным вариантом был бы супружеский брак.  Веригин прожил в «Сиротском Доме» 4 года, возможно и выполнял какие-либо поручения Калмыковой, но вступать с ним в брак она явно не торопилась. Необходимо учитывать статус Лушечки, и спросить: «А возможен ли был брак у Богородицы?»

     В книге, написанной Григорием Веригиным, родным братом Петра, «Не в силе Бог, а в правде», нет никаких подробностей о данном факте. Есть короткое упоминание, что еще в детстве Лукерья заметила в ребенке (Петре) «умственную и большую духовную одаренность».   Григорий скудно пишет о своей семье до событий 1886, хотя детские воспоминания всегда очень яркие и красочные.  В прологе книги написано следующее: «Жаль, что мы не знаем более подробно об этом времени его жизни у Лукерьи Васильевны».  Тут не совсем понятно, что скрывается за такой формулировкой с учетом того, что на момент написания книги все ее главные герои были в полном здравии.

  От чего скоропостижно померла Богородица, известно очень ограниченному кругу исследователей, но не в этом суть. Сразу после похорон Петр Васильевич Веригин заявляет о своих претензиях на престол и объявляет себя «Царем царей». Основа этих претензий положена публичным признанием его матери Анастасии Васильевны Веригиной, которая на общем сходе (собрании) духоборцев села Славянки заявляет, что ее сын Петр был рожден от Петра Илларионовича Калмыкова. После чего духоборцы на собрании скинули шапки, тем самым подписались (или расписались) под сказанным и услышанным, и получили название «писанной» партии. Ту часть духоборцев, которая не пожелала вверить свою судьбу «фавориту» и неожиданному родственнику Калмыковых, стали называть «неписанной» партией.  Впоследствии (с 1890) эти партии получили новые названия, «постники» и «непостники», в связи с другими историческими событиями.

В книге Григория Веригина об этом факте не упоминается, чтобы закрепить правопреемство с Калмыковыми, написано: «Мать наша Анастасия Васильевна происходила из рода Капустина». (без уточнения родственных связей)

Какие планы на будущее были у Лушечки, и кто был бы законным правообладателем власти в духоборской секте – не известно. Духоборческая секта просуществовала в классическом понимании «секты» ровно 80 лет, с 1806 по 1886 год, и прекратила свое существование.

Что в этих событиях является истиной, а что выдумкой -
установить не просто. Современные исследования ДНК позволяют установить родство
и четвертых, и пятых поколений достаточно точно. «Веригинская» династия от любых исследований категорически отказывается.  
Фото:

Генеалогия Пряморуковых ч.2

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Посвящаю своему брату Пряморукову Сергею Петровичу



                  В течение года я активно наблюдал за дополнениями, которые вносит Министерство Обороны РФ об участниках Великой Отечественной Войны на сайт: "Память Народа".  Внесены новые данные о военнослужащих Пряморуковых.   Один из них в установочных данных указан уроженцем Курской области, Пряморуков Фадей Алексеевич 1916 года рождения. Промелькнуло в голове, что моей теории об уникальности этого рода пришел конец. Проверил. В действительности Фадей Алексеевич являлся  потомком духоборцев КАрской области. В документах об этом бойце закралась ошибка. Никаких больше документов, материалов, исследований на данный момент не обнаружилось. Пряморуковы это единый род с 1840 года с единственным общим предком.
                  Скорее всего, тайна образования  фамильного рода Пряморуковых так и осталась бы непокоренной вершиной генеалогии. Те,  кто занимался изучением генеалогии сектантов, знают, насколько трудная эта задача. Сектанты неохотно участвовали в государственных переписях, в государственных архивах сведения о них крайне скудны . Приходится пересматривать сотни документов, чтобы  найти иголку в  огромных стогах сена, порой сомневаясь, что эта иголка вообще существует.  Рукописные тексты того времени сами написаны с орфографическими ошибками, и каждое написание той или иной буквы, слова, фамилии приходится многократно проверять.  Этимология русских фамилий совсем не простая головоломка.
                   "Иголку " я нашел.
                В именном списке за 1804 год Таврического губернского правительства о причисленных Мелитопольского уезда в духоборческие селения из Екатеринославской губернии, Павлоградского уезда,  с. Никольское есть сведения, что была переселена семья Криворуковых Петра и Марии  с детьми. Один из их сыновей Иван 1785 года рождения. Это 100% попадание на соответствие с семьей Пряморукова в с. Горелое Мелитопольского уезда. В этом же списке указана  их дочь Авдотья, которая вышла замуж за Трофима Крикунова и проживала по соседству со свои братом Иваном Петровичем Пряморуковым.
                Становится очевидным, что в какой-то момент времени, проживая на "Молочных Водах" Иван Криворуков принял решение изменить свою фамилию на Пряморуков. Почему он это сделал не известно, но для генеалогии это и не важно.   Важно лишь то, что установлена ветвь рода. Открывается снова широкий горизонт для исследования. Слободская Украина , куда входило село Никольское, хорошо изучена историками. Осталось понять кто такие Криворуковы и откуда появились в Никольском.    Фонетика фамилии Криворуков  обширна, это могли быть Криворукий,  Криворук, Криворукин, но самой распространенной фамилией являлась Криворучко.
               В Павлоградском Уезде было несколько сел под названием Никольское, то о котором идет речь, называлась Слобода Луганского Пикинёрного Полка Никольское до 1783 года, после Николаевка. Служили  в этом полку добровольцы черкасы (казаки). Одним из них, черкасом-казаком этого полка являлся Иван Демьянович Криворучко и был у него сын Петр 1756 года рождения, полностью совпадающий по метрике переселенцев на "Молочные Воды". Слободские черкасы являлись малороссиянами и хорошо исследованы и описаны современными историками. В базе данных по малороссиянам/черкасам Юга России ("Слобожанщины") среди 13500 персон имеется только одно совпадение это семья Криворучка из  села Яблочное (*) Ахтырского уезда.
                Пожалуй на этом дальнейшие исследования и прекращаю. Оставлю потомкам Пряморуковых самим внести вклад в исследование собственной генеалогии.
       
      P.S.  Эта история примечательна тем, что носители фамилии по мужской линии являются кровными братьями. В лицах Пряморуковых отчетливо угадываются общие черты. Многие из них никогда не встречались друг с другом.  Это люди разных профессий и увлечений, среди них есть военные, фермеры, бизнесмены, но все они обязаны преклонить колено перед их общим прадедом, который дал им род и возможность осознать значимость этого уникального явления в российской истории.


                 (*) - один из известных жителей этого населенного пункта тут.
                 
Фото:

Генеалогия Пряморуковых

         Самый ранний из известных представителей этой фамилии Иван Петрович Пряморуков 1785 года рождения, указанный в списках на переселение в Закавказье из селения Горелое Мелитопольского уезда  в 1842 году.   Сведений о заселении с. Горелое, семьей Пряморуковых, на настоящий момент неизвестно. Потомки Пряморуковых не сохранили никакой информации о своем роде. Когда подошло время начать генеалогические  исследования этой семьи, на сайте Всероссийского Генеалогического Древа поисковый сервер на запрос "Пряморуков"  выдал  результат "ноль". За 24 года существования сайта  никто и никогда не искал и не опубликовывал такую фамилию. Сайт ВГД является крупнейшим поисковым сервером по генеалогии России. Это было очень неожиданно, так как на ВГД опубликованы сотни тысяч выписок из различных ревизий Российской Империи. Решил посмотреть в базу погибших, убитых и пропавших без вести во время ВОВ на сайте Министерства обороны РФ. Поисковый сервер на запрос "Пряморуков" выдал 11 результатов безвозвратных потерь. Моему изумлению не было предела. Все 11 погибших были уроженцами  села Гореловка и Целинского р-на. то есть духоборцами. На сайте "Память народа 1941-1945" который также принадлежит Министерству обороны РФ, где опубликованы данные о награждении бойцов Красной Армии во время ВОВ, на поисковый запрос "Пряморуков"  выдает награждённых только представителей из этих же мест. Никаких других Пряморуковых на момент ВОВ не существовало. Фонетика этой фамилии не подразумевает широкого разнообразия произношения, но я проверил все возможные (Приморокав, Премаруков, и др.)  Фамилии находились, но все они были из той же категории (духоборцы).
       В российских социальных сетях "В Контакте" и Одноклассники" ареал проживания представителей этой фамилии широк от Белоруссии и Украины, до Петропавловска-на-Камчатке. Все кто ответил мне в личных сообщениях, на мой вопрос "являются ли их предки представителями духоборцев?", ответили утвердительно, но мало кто мог пояснить о родовых связях.  Несколько аккаунтов в этих социальных сетях указаны как "Пряморуков" но являются по сути псевдонимами, он понятия "прямые руки" - это значит то, что человек знает что и как делать. Мастер в своем деле. Это никак не связано с понятием "фамилия". Никаких ответвлений от этого рода в России в 20 веке не было. Фамилия является уникальной и все лица мужского пола на всей территории России, Украины и Белоруссии является кровными братьями различных уровней родства. Соответственно полное отсутствие данных по этой фамилии на сайте ВГД позволяет предположить, что эта фамилия была образована только при переписи жителей на "Молочных Водах". Возможно, кто-то хотел скрыть свои реальные данные или получил новую фамилию из существующих на тот момент, чтобы выделиться из рода. Так  иногда случалось у духоборцев, когда уличная кличка перерастала в новую фамилию,  хотя для того момента  это может показаться неоднозначным.
    Интрига образования этой фамилии в России остается. Один из способов ее устранить это ДНК, исследование по тесту Y - хромосоме. При обнаружении сходства в этом тесте может быть определен первоначальный род этой фамилии.
  Исследования продолжаются...
Фото:

Генеалогия Веригиных.

 Веригины.
    Фамилия Веригины одна самых узнаваемых фамилий в истории русского духоборчества.   Известность этой фамилии принес  лидер духоборцев «большой партии»  Петр Васильевич Веригин.
  «Веригой» в русском языке назывались  железные цепи, кольца, кандалы, которые накладывали на ноги или руки преступникам, для того чтобы ограничить им свободу передвижения. В последствии монахи – аскеты заковывали себя веригами, для «умерщвления плоти». Кроме упомянутых цепей, колец и полос могли применять железные шляпы, железные подошвы, медные иконы, которые вешали на грудь с помощью цепи. Иногда цепь продевалась сквозь кожу или даже тело. Вес вериг мог достигать иногда нескольких десятков килограммов. Изнуряя себя веригами и истончая плоть, монахи истончали вместе с тем и грех. Цепи, носимые на теле подвижниками- аскетами, в сочетании с другими проявлениями телесного подвига, такими как ограничение в пище, лишение себя элементарных бытовых удобств, многочисленные земные поклоны. Целью этого умерщвления плоти являлось приготовление души к очищению от грехов.  Впоследствии вериги стали использовать и обычные люди.  
В переносном смысле Верига — бремя, обычно нравственное или душевное.
  Образование фамилии «Веригин» произошло на Руси, когда кто-либо из предков был участником веригоношения и сторонником тех религиозных убеждений.  
    В исторических документах Веригины как и все духоборцы относились к сословию  Однодворцев.  
Однодворцы в Российской империи — сословие, социальный слой, возникший при расширении юго-восточных границ Русского государства и состоявший из военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и нёсших охрану пограничья. Имели право личного землевладения и владения крестьянами. Однодворцы не имели большинства дворянских прав и привилегий, платили налоги и несли повинности (в том числе рекрутскую) и  были освобождены от телесных наказаний. Подавляющее большинство однодворцев выбирали в жены представительниц своего сословия, сословная принадлежность жен однодворцев тщательно фиксировалась в ревизских сказках  18 века.
 Генеалогия Веригиных, когда их род принял духоборское вероисповедание, достаточно хорошо изучена. Это связано с тем, что после 1845г они компактно проживали на территории Российской Империи в Тифлисской губернии и  документы  с поименными  и посемейными списками  сохранились  практически в полном объеме.  
  Наиболее сложный период  для исследования генеалогии составляет  отрезок проживания духоборцев на так называемых «Молочных Водах» Таврической губернии с 1805 по 1845 гг. Единственная перепись духоборцев, которую удалось найти, касалась их переезда из «Молочных вод» в «Закавказье»  в период с 1841-45гг.  Более ранних описей пока обнаружить не удалось.
Документально установлено, что на Молочных Водах в 1841-1845 гг. Веригины проживали  в селениях Спасовка и Троицкое.  
В  селе Спасовка проживала семья:  
 1) Лукьян Прокофьевич Веригин (1789) и его племянник Иван Андреевич Веригин (1816)
Лукьян впоследствии станет дедушкой известного духоборца Петра Васильевича Веригина.
В селе Троицкое проживало  2 семьи Веригиных:
1) Игнат Иванович Веригин  (1781)  и его брат Андрей Иванович Веригин  (1788)
2) Арефий Антонович Веригин  (1787)  и его брат Моисей Антонович  (1781)
  Из этой переписи невозможно установить , являются ли эти семьи родственными или нет.  Если и являются, то неизвестно, в каком поколении у них общий предок.  
В российских исторических архивах сохранились несколько документов, в которых указывается, из  каких российских губерний  однодворцы, подверженные духоборской ереси,  заселяли Молочные воды с 1805 по 1810 годы. Так стало известно, что Веригины были переселены на Молочные Воды в 1804 году из Слободы Сухаревой  Купянского уезда.
    В Российской империи проводилось несколько переписей населения под названием «Ревизские Сказки».
Ревизские сказки это, по сути, перепись всех крестьян – государственных, крепостных, церковных, а также однодворцев. Не учитывались в сказках дворяне, духовенство (на них велись отдельные сказки), домашние учителя, мастера казенных заводов, лица, имеющие ученые или академические степени  и др. категории.
Даты проведения ревизий.
1-я ревизия - началась в 1719 и продолжалась до 1727
2-я ревизия - началась в 1744 и закончилась в 1747
3-я ревизия - началась в 1762 и в основном завершилась к середине 1764
4-я ревизия - началась в 1781- закончилась в 1783
5-я ревизия - началась в 1795
6-я ревизия - началась в 1811
7-я ревизия - началась в 1815
8-я ревизия - началась в 1833
9-я ревизия - началась в 1850
10-я ревизия - началась в 1858
В Государственном архиве Харьковской Области (ГАХО) в фонде 31 опись 141 есть запись о жителях слободы Сухаревой.
-   6 ревизия за 1811 год   -
Иван Федорович Веригин  (40 лет ) и со своими сыновьями Игнат (16лет) Андрей (10лет) и со своими братьями Антоном (34 года) и Прокофьем (30лет)  были переселены в Таврическую губернию в село Богдановку в 1804 году по причине духоборской ереси.
    В документе также сообщается о сыновьях Прокофия, Андрее (8 лет) и Лукьяне (3 лет)
Это запись полностью подтверждает,  что в момент переезда на Молочные Воды Веригины были кровными родственниками и переезжали одной семьей.   Все старшие члены семьи были родными братьями.    Иван, Антон, Прокофий.
   - 5 Ревизия  1795 года    -
В документах описывается семья Веригина Отец   Федор 55 лет   и три его сына Иван 27лет , Антон 21 года и Прокофий 17 лет.
   -  4 ревизия  1762 года -
Состав семьи Федор Семенович Веригин 61 год его сын Федор Федорович (35 лет) и его внуки  Иван и Антон
 -    3 ревизия 1745  года -
Состав семьи Федор Семенович Веригин 44лет и его сын  Федор Федорович 16 лет
   -  2 ревизия 1722 года     -
Федор Семенов сын Веригин 20 лет. Жена у него Федосья  Яковлева 20 лет. В слободу Сухарева пришел из Царева – Борисово, где жил бурлаком.
  Семейство Веригиных в начале 18 века  проживали  в Цареве-Борисове  Харьковской губернии и были бурлаками.
Главная задача бурлаков заключалась в том, чтобы тащить парусные корабли против течения реки. Порой попутный ветер помогал им быстрее перемещать судно, но обычно эта работа представляла собой тяжёлый физический труд, и люди соглашались на неё только потому, что нуждались в деньгах. Однако, несмотря на тяжёлые условия, это был не рабский труд. Бурлакам платили деньги, и у них даже были добровольные союзы, благодаря которым они работали более эффективно. Чтобы работа казалась менее напряжённой, бурлаки поднимали настроение пением. «Эх, дубинушка, ухнем» была их любимой песней, которая пелась в один из самых тяжёлых моментов: когда судно трогается с места после подъёма якоря.
   В бурлаки люди шли не от хорошей жизни: среди них хватало безземельных крестьян и просто бродяг. Заработок был, конечно, нерегулярный, плюс многое зависело от «шишки», как бурлаки называли своего бригадира, но обычно труд щедро вознаграждался. Сезон позволял работникам каната и лямки безбедно жить весь остальной год и содержать семью.  И это — не считая питания, которое предоставлял работодатель. Последний был больше всех заинтересован в том, чтобы работники были сыты и полны сил: порой даже день задержки в пути мог вогнать купца в серьёзные долги. Хлеб, мясо, масло, рыба, чай, табак, даже икра — в России девятнадцатого века так питались далеко не все.
Сколько получали бурлаки за свой нелегкий труд?
 В  многотомнике "Материалы для географии и статистики России", который был издан в 1868 году,  сообщается, что бурлачество было распространено среди крестьян. Причем, заработная плата бурлаков не была стабильной: чем больше спрос в данный момент, тем выше оплата. Самая высокая оплата - в период сенокоса, когда многие бурлаки уходили домой.
В качестве примера, приводится 1856 год, когда спрос на бурлаков был высокий и платили им хорошо. Одна артель из крестьян Пензенской губернии уже к июлю отправила домой по 15 рублей с человека, затем нанялась доставить судно от Рыбинска до Васильсурска с оплатой по 13 рублей каждому. Затем бурлаки надеялись дойти до Астрахани и вернуться обратно. То есть, к середине лета заработали по 28 рублей каждый, но путина еще на закончилась. Значит, за сезон рублей 50-60 заработать могли.  Много это или мало, сказать сложно. На хлеб, вероятно, зарабатывали, но как говорится в старинной русской пословице «Шилом моря не нагреешь, и от бурлачества не разбогатеешь».
Профессиональное бурлачество – был очень доходный бизнес. Работали только артелями, знали друг друга годами. Попасть в такую артель "с улицы" было почти не реально, ценился высокий рост и сила. После нескольких сезонов покупали дом, домашнюю скотину, женились.  
Семье Веригиных в какой-то момент времени, скорее всего, удалось скопить достаточное количество средств, чтобы оставить этот тяжелый труд,  переехать на новое место, и там заниматься  земледельчеством и скотоводством.
Продолжение следует……
Фото:

Переселение в Канаду. Финансы.

Переселение на другое место жительство всегда очень хлопотное занятие, а когда переселяется большое количество людей - еще и весьма затратное.

Переселение «постников» из Российской Империи в Канаду мало описано исследователями. Основное событие, которое упоминается, в связи с этим фактом, это участие в этом переселении русского писателя Л. Н. Толстого. Толстой дописал незаконченный роман «Воскресение» и передал деньги для переселения. У простого обывателя создалось впечатление, что на эти денежные средства и были переселены 8000 духоборцев.

     После всех социальных демаршей, которые устроили постники-толстовцы: отрицания Верховной Власти Монарха, отказа от исполнения законов, уклонения от выплаты налогов – ситуация зашла в тупик.   Лидеры «Большой партии» пропагандой поддерживали надежду на то, что власть уступит упорству разорившихся «постников» и освободит их, подобно меннонитам, от воинской повинности и позволит устроиться где-либо в пределах России на началах коммуны и анархии. Когда надежда эта разбилась о твердость и государственную мудрость власти, стали агитировать в пользу переселения заграницу. «Постники» написали царю просьбу о разрешении на переселение.

 Российские власти, чтобы прекратить бесцельную борьбу и избавить «постников» от страданий, а главное – нормализовать спокойное существование оставшихся духоборцев, решило не препятствовать заграничной эмиграции.

Последователи толстовства, Хилков и Чертков, поддерживаемые и вдохновляемые графом Л.Н. Толстым, начали активно искать пригодные для поселения страны. Эти просвещенные люди, которые являлись единственными виновниками всего пережитого духоборами переворота и целого ряда тяжелых экономических и нравственных страданий, выступили в роли «спасителей» мятежных духобор.

Два друга – князь Хилков и Чертков – заспорили о выборе страны: последний тянул в Америку, а первый останавливался на Англии. Мнение князя восторжествовало, и компания остановилась на выборе острова Кипр, который принадлежал англичанам. Главная выгода казалась в том, что военная служба была необязательной, а также в том, что остров находился сравнительно ближе к Кавказу и стоимость переселения намного дешевле чем в Америку и Канаду.

Пока проводилась разведка, «постники», страстно желая переселения, просили торопиться с ним и грозили перейти границу с Турцией и выжидать дальнейшего там. Толстовцы забили в набат о призыве к пожертвованиям, так как денежные средства оказались далеко не в порядке.

Решено было нанять от 4 до 6 пароходов и по 600-1000 переселиться на о. Кипр.

Первыми откликнулись квакеры, которые собрали 50.000 рублей, но это оказалось каплей в море предстоящих расходов. Толстой и последовали напечатали воззвание о помощи.

Среди расселенных в «диких» районах Кавказа, о которых толстовцы рассказывали в печати, как о голодающих, было собрано 47.000 рублей. Англичане, друзья Л.Н. Толстого, проживающие в Эссексе, дали 5.000 рублей. Когда все было готово к переезду, неожиданно дело осложнилось и затормозилось. Под влиянием некоторых органов английской печати, высказавших опасения, чтобы анархизм «постников» не привел местную власть к тем столкновениям с новоселами, которые испытали русские власти, английское правительство не разрешило произвести высадку переселенцев, требуя предварительного внесения гарантии в сумме 200 рублей с каждого, включая детей.  После переговоров с Кипрским губернатором, сумма эта была снижена до 150 рублей, но все же тормозило дело.

Между тем «постники» приготовились к выселению и настойчиво добивались немедленного переезда. На все уговоры быть терпеливыми отвечали: «Зимовать нам негде, лошадей и фургонов нет, все продано. Заработков мало, по квартирам тесно».

Итого к переселению первой партии на остов Кипр собрали 102.000 рублей.

Осенью 1897 года был зафрахтован пароход «DURO» за 11260 рублей.  Когда первая партия в количестве 1126 человек была уже в пути, неожиданно выяснилось, что для проживания в течение года на о. Кипр на семью требовалось не менее 300 рублей и обеспечение залога правительству – 750 рублей (считая семью в 5человек), следовательно, для всех 3300 расселённых и 3000 оседлых, нужна была почти миллионная цифра.  

Между Хилковым и Чертковым произошли серьезные разногласия и взаимные претензии в легкомыслии, вторично разорившие переселенцев.  В таком критическом затруднении выручили английские квакеры, которые выступили поручителями перед английским правительством за 1100 «постников». Поселенцев на Кипре постигло страшное разочарование относительно заработков, климатических условий, земельных участков и отношения властей.

Решено было не оседать на острове, а остальным приказано ждать новых решений.

Управление переселенческой компании взял в свои руки Чертков. Остановлено было внимание на Амазонских штатов Бразилии и в Канаде. Выбор пал на Канаду, во-первых, потому что климат сравним с кавказским. Во-вторых, имеются колонии менонитов и других сектантов выходцев из России. В-третьих, Канада находится под властью англичан, которые, казалось, более всех других любят свободу и потому толстовская колония сможет претворить в жизнь все свои социально-анархические эксперименты.

Дан был сигнал толстовскими пропагандистами, что найден новый рай в Канаде. Далеко не все духоборы с легким сердцем расставались с кавказкой оседлостью. По свидетельству очевидцев, плач мужчин и вой женщин слились в один душу раздирающий похоронный аккорд. Буквально происходили похороны тысячи человек.

10 декабря 1898 года отплыл первый пароход Лейк -Гурон с 2029 пассажирами.

22 декабря 1898 года отплыл второй пароход Лейк-Сюпериор с 1900 пассажирами.

За первые два рейса было уплачено 119000 руб., из которых 113129 заплатили сами отплывающие.

Весной 1899 году из Кипра в Канаду отплыл третий рейс с 1081 – 50.000 рублей.

По 3 и 4 рейсу (около 3000 человек) не нашлось точных данных в российских гос. архивах, но суммы сопоставимы с первыми 2 рейсами, которые также оплатили сами переселяемые.

Вторично колония толстовцев в графстве Эссекс дала 10.000 рублей

Одним из благотворителем стал сам Л.Н. Толстой, которым было пожертвовано 30.000. Это деньги, которые он получил за роман «Воскресение».

Одним из значимых расходов в переселении является проезд от порта с. Джона до Виннипега, который составил около 10 рублей с пассажира.

Подведем финансовые итоги переселения. Обменный курс в 1897 году составлял 2 рубля за 1 доллар.

Пожертвования и сборы:

1.            Квакеры – 50.000 рублей ($25000)

2.            Собственные средства (Кипр) – 47.000 рублей ($23500)

3.            Друзья Толстого – 5000 рублей ($2500)

4.            Собственные средства (1 и 2 партии) – 113.000 рублей ($56500)

5.            Колония толстовцев – 10.000 рублей ($5000)

6.            Толстой – 30.000 рублей ($15000)

7.            Собственные средства – 120.000 рублей ($60000)

8.            Доп. 10% - 30.000 рублей ($15000)

Итого: 405.000 рублей ($200000)

Расходы:

1.            Рейс до Кипра – 11.260 рублей ($5630)

2.            5 рейсов – 290.000 рублей ($145000)

3.            Трансфер по ЖД – 80.000 рублей ($40000)

Итого: 400.000 рублей ($200000)

Это основные траты, которые подтверждены документами.  Много это или мало 200.000 долларов? Если посчитать по инфляционному калькулятору, то  это примерно 7.500.000 долларов. Если разделить все потраченные средства на 8000 переселенцев, то на каждого получится по 25 долларов. Эта сумма эквивалентна 1000 долларов на сегодняшний момент.

В процентном соотношении пожертвование Л.Н. Толстого, внесенное им после проданного романа «Воскресение», составляет не более 8% от общей суммы расходов.  Основные траты понесли сами переселенцы-постники, которые покрыли не менее 70% от общих затрат.

Масштабность этого трансфера можно оценить и сейчас, если бы потребовалось провести такое же мероприятие. Представим, что 8000 потомков «постников» решили вернуться в Россию. При стоимости билета в 1000 долларов по маршруту Торонто-Москва это сумма равна 8.000.000.

Как видно из расчетов, за 120 лет особо ничего не изменилось – стоимость билета осталась та же.

Папа

Десять лет прошло,  как нет рядом моего самого дорогого человека. Моего отца. Нельзя поговорить с ним, поспорить, обсудить  бытовые дела. Нельзя почувствовать его крепкое рукопожатие, и просто посидеть с ним на диване крепко обняв его.  Его комнату я со временем переделал под деловой кабинет. Тут мало что изменилось. Книги которые он так любил читать, документы, фотографии, награды за участие в ВОВ. Над дверью всё еще висит его фетровая шляпа. Когда мне бывает особенно грустно я беру её в руки  и погружаюсь в неё лицом. Я слышу эти нотки, которые так люблю и помню. Кажется, что он еще здесь, рядом. Он вышел из комнаты только на минуту и сейчас вернётся, чтобы обнять меня, и чтобы в нашем доме всегда был покой, счастье и благополучие.

Книга "Свет Духоборцев"

0ed3e027cd7a056adad8ee792865b387.jpg

Увидеть звезду несложно, достаточно просто поднять голову к ночному небу, чтобы понять какие процессы происходят на звезде; чтобы осознать всю глубину ее тайн, возможно,  потребуется вся жизнь.
 Духоборчество - одна из ярчайших звезд на небосклоне российской истории. Эта звезда, которая светит тысячами душ отважных, непоколебимых и самоотверженных людей.  Людей, которые по дороге к Истине испытали все человеческие страдания и лишения. Вера, которой они были верны, усиливала их дух  тысячекратно и они смогли, благодаря вере,  пронести через сотни лет доброту, радость и жизнелюбие.
Понять и осознать этот долгий путь духоборчества можно, открыв эту книгу.  Автобиографичные очерки Владимира Кучина расскажут Вам как прекрасен этот замечательный мир, в котором жили духоборцы, создавали и поддерживали свою культуру. Книга раскроет множестно тайн их певческих и фольклерных  традиций. Уникальные сведения, собранные в данном издании, являются предметом культурного наследия духоборцев.

Мама

В мыслях я пытаюсь вспомнить первый день своей сознательной жизни. Найти в прошлом начальную точку своего бытия. Помню тот день, когда мама будит меня своими ласковыми руками, я пью чай из белоснежного блюдца с золочёной каймой. Мама помогает мне надеть рубашку с жёлтыми утятами и шортики. Кладёт носовой платочек в кармашек рубашки и застёгивает его на пуговичку, и мы идём в детский сад. Помню мамин нежный поцелуй и её уходящий силуэт.

Мне казалось, что слово «любовь» имеет различные оттенки. Любовь к своим детям имеет не такие чувства, как любовь к своей матери, а любовь к своей Родине отличается от любви к своим близким. Когда-то весь мир вокруг меня был безграничен, как и мои чувства. Потом через много лет весь этот необъятный мир сжался до размеров моей семьи. Пришло осознание того, что любовь имеет только одну характеристику - «всепрощения», когда любимому человеку ты можешь простить всё и даже то, что он ещё не совершил.

 Год назад мама ушла. Помню  последний день. Чувствовал, как пульс бился в ее руке. Мгновение …… и моё сердце сжалось в бесконечной скорби, а её остановилось.

Я люблю тебя мама.
e041147578ef8e7282e34c6a4ce4ff50.JPG
Фото: