• Архив

    «   Сентябрь 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30        

Генеалогия Веригиных.

 Веригины.
    Фамилия Веригины одна самых узнаваемых фамилий в истории русского духоборчества.   Известность этой фамилии принес  лидер духоборцев «большой партии»  Петр Васильевич Веригин.
  «Веригой» в русском языке назывались  железные цепи, кольца, кандалы, которые накладывали на ноги или руки преступникам, для того чтобы ограничить им свободу передвижения. В последствии монахи – аскеты заковывали себя веригами, для «умерщвления плоти». Кроме упомянутых цепей, колец и полос могли применять железные шляпы, железные подошвы, медные иконы, которые вешали на грудь с помощью цепи. Иногда цепь продевалась сквозь кожу или даже тело. Вес вериг мог достигать иногда нескольких десятков килограммов. Изнуряя себя веригами и истончая плоть, монахи истончали вместе с тем и грех. Цепи, носимые на теле подвижниками- аскетами, в сочетании с другими проявлениями телесного подвига, такими как ограничение в пище, лишение себя элементарных бытовых удобств, многочисленные земные поклоны. Целью этого умерщвления плоти являлось приготовление души к очищению от грехов.  Впоследствии вериги стали использовать и обычные люди.  
В переносном смысле Верига — бремя, обычно нравственное или душевное.
  Образование фамилии «Веригин» произошло на Руси, когда кто-либо из предков был участником веригоношения и сторонником тех религиозных убеждений.  
    В исторических документах Веригины как и все духоборцы относились к сословию  Однодворцев.  
Однодворцы в Российской империи — сословие, социальный слой, возникший при расширении юго-восточных границ Русского государства и состоявший из военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и нёсших охрану пограничья. Имели право личного землевладения и владения крестьянами. Однодворцы не имели большинства дворянских прав и привилегий, платили налоги и несли повинности (в том числе рекрутскую) и  были освобождены от телесных наказаний. Подавляющее большинство однодворцев выбирали в жены представительниц своего сословия, сословная принадлежность жен однодворцев тщательно фиксировалась в ревизских сказках  18 века.
 Генеалогия Веригиных, когда их род принял духоборское вероисповедание, достаточно хорошо изучена. Это связано с тем, что после 1845г они компактно проживали на территории Российской Империи в Тифлисской губернии и  документы  с поименными  и посемейными списками  сохранились  практически в полном объеме.  
  Наиболее сложный период  для исследования генеалогии составляет  отрезок проживания духоборцев на так называемых «Молочных Водах» Таврической губернии с 1805 по 1845 гг. Единственная перепись духоборцев, которую удалось найти, касалась их переезда из «Молочных вод» в «Закавказье»  в период с 1841-45гг.  Более ранних описей пока обнаружить не удалось.
Документально установлено, что на Молочных Водах в 1841-1845 гг. Веригины проживали  в селениях Спасовка и Троицкое.  
В  селе Спасовка проживала семья:  
 1) Лукьян Прокофьевич Веригин (1789) и его племянник Иван Андреевич Веригин (1816)
Лукьян впоследствии станет дедушкой известного духоборца Петра Васильевича Веригина.
В селе Троицкое проживало  2 семьи Веригиных:
1) Игнат Иванович Веригин  (1781)  и его брат Андрей Иванович Веригин  (1788)
2) Арефий Антонович Веригин  (1787)  и его брат Моисей Антонович  (1781)
  Из этой переписи невозможно установить , являются ли эти семьи родственными или нет.  Если и являются, то неизвестно, в каком поколении у них общий предок.  
В российских исторических архивах сохранились несколько документов, в которых указывается, из  каких российских губерний  однодворцы, подверженные духоборской ереси,  заселяли Молочные воды с 1805 по 1810 годы. Так стало известно, что Веригины были переселены на Молочные Воды в 1804 году из Слободы Сухаревой  Купянского уезда.
    В Российской империи проводилось несколько переписей населения под названием «Ревизские Сказки».
Ревизские сказки это, по сути, перепись всех крестьян – государственных, крепостных, церковных, а также однодворцев. Не учитывались в сказках дворяне, духовенство (на них велись отдельные сказки), домашние учителя, мастера казенных заводов, лица, имеющие ученые или академические степени  и др. категории.
Даты проведения ревизий.
1-я ревизия - началась в 1719 и продолжалась до 1727
2-я ревизия - началась в 1744 и закончилась в 1747
3-я ревизия - началась в 1762 и в основном завершилась к середине 1764
4-я ревизия - началась в 1781- закончилась в 1783
5-я ревизия - началась в 1795
6-я ревизия - началась в 1811
7-я ревизия - началась в 1815
8-я ревизия - началась в 1833
9-я ревизия - началась в 1850
10-я ревизия - началась в 1858
В Государственном архиве Харьковской Области (ГАХО) в фонде 31 опись 141 есть запись о жителях слободы Сухаревой.
-   6 ревизия за 1811 год   -
Иван Федорович Веригин  (40 лет ) и со своими сыновьями Игнат (16лет) Андрей (10лет) и со своими братьями Антоном (34 года) и Прокофьем (30лет)  были переселены в Таврическую губернию в село Богдановку в 1804 году по причине духоборской ереси.
    В документе также сообщается о сыновьях Прокофия, Андрее (8 лет) и Лукьяне (3 лет)
Это запись полностью подтверждает,  что в момент переезда на Молочные Воды Веригины были кровными родственниками и переезжали одной семьей.   Все старшие члены семьи были родными братьями.    Иван, Антон, Прокофий.
   - 5 Ревизия  1795 года    -
В документах описывается семья Веригина Отец   Федор 55 лет   и три его сына Иван 27лет , Антон 21 года и Прокофий 17 лет.
   -  4 ревизия  1762 года -
Состав семьи Федор Семенович Веригин 61 год его сын Федор Федорович (35 лет) и его внуки  Иван и Антон
 -    3 ревизия 1745  года -
Состав семьи Федор Семенович Веригин 44лет и его сын  Федор Федорович 16 лет
   -  2 ревизия 1722 года     -
Федор Семенов сын Веригин 20 лет. Жена у него Федосья  Яковлева 20 лет. В слободу Сухарева пришел из Царева – Борисово, где жил бурлаком.
  Семейство Веригиных в начале 18 века  проживали  в Цареве-Борисове  Харьковской губернии и были бурлаками.
Главная задача бурлаков заключалась в том, чтобы тащить парусные корабли против течения реки. Порой попутный ветер помогал им быстрее перемещать судно, но обычно эта работа представляла собой тяжёлый физический труд, и люди соглашались на неё только потому, что нуждались в деньгах. Однако, несмотря на тяжёлые условия, это был не рабский труд. Бурлакам платили деньги, и у них даже были добровольные союзы, благодаря которым они работали более эффективно. Чтобы работа казалась менее напряжённой, бурлаки поднимали настроение пением. «Эх, дубинушка, ухнем» была их любимой песней, которая пелась в один из самых тяжёлых моментов: когда судно трогается с места после подъёма якоря.
   В бурлаки люди шли не от хорошей жизни: среди них хватало безземельных крестьян и просто бродяг. Заработок был, конечно, нерегулярный, плюс многое зависело от «шишки», как бурлаки называли своего бригадира, но обычно труд щедро вознаграждался. Сезон позволял работникам каната и лямки безбедно жить весь остальной год и содержать семью.  И это — не считая питания, которое предоставлял работодатель. Последний был больше всех заинтересован в том, чтобы работники были сыты и полны сил: порой даже день задержки в пути мог вогнать купца в серьёзные долги. Хлеб, мясо, масло, рыба, чай, табак, даже икра — в России девятнадцатого века так питались далеко не все.
Сколько получали бурлаки за свой нелегкий труд?
 В  многотомнике "Материалы для географии и статистики России", который был издан в 1868 году,  сообщается, что бурлачество было распространено среди крестьян. Причем, заработная плата бурлаков не была стабильной: чем больше спрос в данный момент, тем выше оплата. Самая высокая оплата - в период сенокоса, когда многие бурлаки уходили домой.
В качестве примера, приводится 1856 год, когда спрос на бурлаков был высокий и платили им хорошо. Одна артель из крестьян Пензенской губернии уже к июлю отправила домой по 15 рублей с человека, затем нанялась доставить судно от Рыбинска до Васильсурска с оплатой по 13 рублей каждому. Затем бурлаки надеялись дойти до Астрахани и вернуться обратно. То есть, к середине лета заработали по 28 рублей каждый, но путина еще на закончилась. Значит, за сезон рублей 50-60 заработать могли.  Много это или мало, сказать сложно. На хлеб, вероятно, зарабатывали, но как говорится в старинной русской пословице «Шилом моря не нагреешь, и от бурлачества не разбогатеешь».
Профессиональное бурлачество – был очень доходный бизнес. Работали только артелями, знали друг друга годами. Попасть в такую артель "с улицы" было почти не реально, ценился высокий рост и сила. После нескольких сезонов покупали дом, домашнюю скотину, женились.  
Семье Веригиных в какой-то момент времени, скорее всего, удалось скопить достаточное количество средств, чтобы оставить этот тяжелый труд,  переехать на новое место, и там заниматься  земледельчеством и скотоводством.
Продолжение следует……
Фото:

Переселение в Канаду. Финансы.

Переселение на другое место жительство всегда очень хлопотное занятие, а когда переселяется большое количество людей - еще и весьма затратное.

В 1899 году русские духоборцы в поиске новых «земель обетованных» засобирались к переезду в Канаду. Причины,  побудившие к переселению 8000 верующих,  хорошо исследованы историками. Однако стоимость этого переселения была скрыта от общественности.

    Из многочисленных открытых источников о переселении известно лишь то, что русский писатель Лев Николаевич Толстой содействовал этому переезду, и весь гонорар, полученный за  новый роман  «Воскресение», был перечислен в уплату трансфера духоборцев из России в Канаду.  Тем самым может показаться, что эти денежные средства и были основными при оплате этого масштабного предприятия.  Было ли это на самом деле, и насколько значительный вклад в переселение духоборцев он составил, попробую разобраться ниже.

После денежной реформы Витте, которая проходила с 1895 по 1897 годы, курс рубля к доллару установился в соотношении 1:2. Поэтому все цены я буду указывать в рублях, а курс в долларах в скобках.

Русский писатель и журналист Короленко Владимир Галактионович, современник переселения духоборцев, в своей статье упоминает о зафрахтовывании корабля «Lake Huron» и перевозке на нем 2250 духоборцев. Стоимость аренды этого корабля составила  61000 рублей ($31000). Всего было сделано 5 таких рейсов, общая стоимость которых  примерно равна 350000 рублей ($175000) С учетом того, что за пять рейсов были переправлены 8000 человек, можно предположить, что «билет» стоил около $20 на одного пассажира, что сопоставимо с ценой билета в третьем классе на пароходе «Титаник» $25-30.

Помимо расходов, связанных с «морской частью» пути, нужно учесть пребывание людей на сборных пунктах в Батуми и в карантине на территории Канады, а так же переезд по железной дороге в центральные регионы Канады, и другие траты.

Таким образом, по самым скромным подсчетам, на переезд было потрачено не менее 400000 рублей ($200000)

Гонорары российских классиков в конце 19 века хорошо известны. В архивах сохранились сведения о гонораре, выплаченном  писателю Л.Н. Толстому за роман «Воскресение». Он составлял 21915 рублей ($11000). Толстой был жестким переговорщиком. Он получил, на тот момент, один из самых высоких гонораров за свое произведение - 1000 рублей за авторский лист. Авторским листом считается текст из 40000 знаков. В романе «Воскресение» 887000 знаков, или 22 авторских листа, что абсолютно точно подтверждает сумму гонорара.

Из всех вышеперечисленных фактов можно сделать вывод, что денежные средства,  полученные Л.Н. Толстым за свое произведение,  и пожертвованные им на переселение, составили 5,5% от общей стоимости переезда. Безусловно, даже для такого великого писателя это очень значительная сумма, но по сравнению с общими затратами на переезд  духоборцев,  это не настолько значительный вклад.

Встает закономерный вопрос: Кто понес основной груз затрат по переселению?

Денежные поступления были собраны из нескольких источников:

1. Гонорар Л.Н. Толстого за роман «Воскресение».

2. Пожертвования английской общины квакеров.

3. Пожертвования толстовцев (Бодянский, Хилков и др)

4. Собственные средства духоборцев.

Второй и третий пункты  этого списка составили не более 1-2 % от общей суммы. Это подтверждается современными исследователями.  Таким образом, основная (более 90%) часть денежных затрат легла на плечи самих переселенцев.

Папа

Десять лет прошло,  как нет рядом моего самого дорогого человека. Моего отца. Нельзя поговорить с ним, поспорить, обсудить  бытовые дела. Нельзя почувствовать его крепкое рукопожатие, и просто посидеть с ним на диване крепко обняв его.  Его комнату я со временем переделал под деловой кабинет. Тут мало что изменилось. Книги которые он так любил читать, документы, фотографии, награды за участие в ВОВ. Над дверью всё еще висит его фетровая шляпа. Когда мне бывает особенно грустно я беру её в руки  и погружаюсь в неё лицом. Я слышу эти нотки, которые так люблю и помню. Кажется, что он еще здесь, рядом. Он вышел из комнаты только на минуту и сейчас вернётся, чтобы обнять меня, и чтобы в нашем доме всегда был покой, счастье и благополучие.

Книга "Свет Духоборцев"

0ed3e027cd7a056adad8ee792865b387.jpg

Увидеть звезду несложно, достаточно просто поднять голову к ночному небу, чтобы понять какие процессы происходят на звезде; чтобы осознать всю глубину ее тайн, возможно,  потребуется вся жизнь.
 Духоборчество - одна из ярчайших звезд на небосклоне российской истории. Эта звезда, которая светит тысячами душ отважных, непоколебимых и самоотверженных людей.  Людей, которые по дороге к Истине испытали все человеческие страдания и лишения. Вера, которой они были верны, усиливала их дух  тысячекратно и они смогли, благодаря вере,  пронести через сотни лет доброту, радость и жизнелюбие.
Понять и осознать этот долгий путь духоборчества можно, открыв эту книгу.  Автобиографичные очерки Владимира Кучина расскажут Вам как прекрасен этот замечательный мир, в котором жили духоборцы, создавали и поддерживали свою культуру. Книга раскроет множестно тайн их певческих и фольклерных  традиций. Уникальные сведения, собранные в данном издании, являются предметом культурного наследия духоборцев.

Мама

В мыслях я пытаюсь вспомнить первый день своей сознательной жизни. Найти в прошлом начальную точку своего бытия. Помню тот день, когда мама будит меня своими ласковыми руками, я пью чай из белоснежного блюдца с золочёной каймой. Мама помогает мне надеть рубашку с жёлтыми утятами и шортики. Кладёт носовой платочек в кармашек рубашки и застёгивает его на пуговичку, и мы идём в детский сад. Помню мамин нежный поцелуй и её уходящий силуэт.

Мне казалось, что слово «любовь» имеет различные оттенки. Любовь к своим детям имеет не такие чувства, как любовь к своей матери, а любовь к своей Родине отличается от любви к своим близким. Когда-то весь мир вокруг меня был безграничен, как и мои чувства. Потом через много лет весь этот необъятный мир сжался до размеров моей семьи. Пришло осознание того, что любовь имеет только одну характеристику - «всепрощения», когда любимому человеку ты можешь простить всё и даже то, что он ещё не совершил.

 Год назад мама ушла. Помню  последний день. Чувствовал, как пульс бился в ее руке. Мгновение …… и моё сердце сжалось в бесконечной скорби, а её остановилось.

Я люблю тебя мама.
e041147578ef8e7282e34c6a4ce4ff50.JPG
Фото: