каталогу. Духоборцы свидетельствовали, что «сами видели его за
чтением сочинений графа Толстого» [20]. Знакомый Петра Васильевича
А. Исупов также отмечал, что, по свидетельству близких к Веригину
людей, он изменился под влиянием идей Толстого [21].
Все эти достаточно убедительные, пусть даже не всегда прямые,
свидетельства говорят в пользу того, что не только духоборцы большой
партии, но и ее ссыльный вождь стали объектами пропаганды толстовцев
еще в начале 1890-х годов.
Очень быстро первые религиозно-нравственные искания П.В.
Веригина приобрели совершенно определенную, законченную форму. В
конце 1893 г. и в начале 1894 г. через связных духоборцы большой
партии получили целый ряд советов своего ссыльного вождя. Они
сводились к следующему: не должен «духоборец идти на военную
службу и учиться там убивать людей на войне и притеснять их в другое
время по приказанию людей»; не должен духоборец гнаться за наживою
и стараться обеспечить себя и свое семейство, роскошно отмечать
свадьбы, рождение или смерть, платить за невесту, как за скотину,
выкуп; «не полезно» для души курить и пить; грех есть мясо и рыбу и
для этого убивать живое существо [22]. Чтобы родиться свыше от Св.
Духа и войти в Царствие Божие, духоборцы также должны отказаться от
использования чужого труда, поделиться лишним с неимущими,
прекратить супружеское сожитие и рождение детей, во-первых, потому,
что человечество и так перенаселило землю; во-вторых, потому, что
большое количество детей в семье не позволяет родителям думать о
божественной жизни и в том же духе воспитывать детей; в-третьих,
духоборцам предстоит тяжелая борьба, а дети могут стать «препятствием