Previous Page  14 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 22 Next Page
Page Background

каталогу. Духоборцы свидетельствовали, что «сами видели его за

чтением сочинений графа Толстого» [20]. Знакомый Петра Васильевича

А. Исупов также отмечал, что, по свидетельству близких к Веригину

людей, он изменился под влиянием идей Толстого [21].

Все эти достаточно убедительные, пусть даже не всегда прямые,

свидетельства говорят в пользу того, что не только духоборцы большой

партии, но и ее ссыльный вождь стали объектами пропаганды толстовцев

еще в начале 1890-х годов.

Очень быстро первые религиозно-нравственные искания П.В.

Веригина приобрели совершенно определенную, законченную форму. В

конце 1893 г. и в начале 1894 г. через связных духоборцы большой

партии получили целый ряд советов своего ссыльного вождя. Они

сводились к следующему: не должен «духоборец идти на военную

службу и учиться там убивать людей на войне и притеснять их в другое

время по приказанию людей»; не должен духоборец гнаться за наживою

и стараться обеспечить себя и свое семейство, роскошно отмечать

свадьбы, рождение или смерть, платить за невесту, как за скотину,

выкуп; «не полезно» для души курить и пить; грех есть мясо и рыбу и

для этого убивать живое существо [22]. Чтобы родиться свыше от Св.

Духа и войти в Царствие Божие, духоборцы также должны отказаться от

использования чужого труда, поделиться лишним с неимущими,

прекратить супружеское сожитие и рождение детей, во-первых, потому,

что человечество и так перенаселило землю; во-вторых, потому, что

большое количество детей в семье не позволяет родителям думать о

божественной жизни и в том же духе воспитывать детей; в-третьих,

духоборцам предстоит тяжелая борьба, а дети могут стать «препятствием