Previous Page  9 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 22 Next Page
Page Background

В феврале 1891 г. за пропаганду религиозных идей

рационалистического толка (на деле – толстовских) среди крестьян

Павловки Хилков был приговорен к административной высылке в

Закавказье. Не случайно он оказался в духоборческом селе Башкичет

Тифлисской губернии, где и прожил с февраля 1892 г. до апреля 1894 г.

Через месяц после своего приезда в Башкичет, познакомившись

с населением, несколько разочарованный, Д.А. Хилков делился с Л.Н.

Толстым впечатлениями: «Духоборы очень для меня поучительны. Они

показывают, что от духобора не всегда родится духобор, что ―дух

дышит, где хочет‖ и что он не составляет исключительную

собственность какой-либо отдельной секты или веры. А потому

ошибочно говорить, что в Башкичете живут духоборцы, только потому,

что башкичетские жители носят картузы с большими козырьками и

синие поддевки. По жизни духоборы не лучше и не хуже православных.

Только такой забитости нет, как в русских селах... Есть и пьяницы, и

воры. Друг у друга крадут. Кабак постоянно полон народа. Начальства

боятся как огня и Божие охотно отдают кесарю... Учение их изложено в

―псалмах‖ и в форме вопросов и ответов. Все это они знают наизусть, но

смысла не понимают...» [11].

Хилков достаточно объективно оценивал и самих духоборцев, и

суть раскола, произошедшего в секте, тем не менее он сразу же взялся за

«очищение зерен от половы». Он хотел возбудить в сектантах дух,

направить их на истинно христианскую стезю. Умному, обаятельному,

неизменно доброжелательному Дмитрию Александровичу оказалось

нетрудно расположить к себе духоборцев, которые называли его «милым

человеком Дмитрием». Им явно льстило, что человек высшего ранга –