В феврале 1891 г. за пропаганду религиозных идей
рационалистического толка (на деле – толстовских) среди крестьян
Павловки Хилков был приговорен к административной высылке в
Закавказье. Не случайно он оказался в духоборческом селе Башкичет
Тифлисской губернии, где и прожил с февраля 1892 г. до апреля 1894 г.
Через месяц после своего приезда в Башкичет, познакомившись
с населением, несколько разочарованный, Д.А. Хилков делился с Л.Н.
Толстым впечатлениями: «Духоборы очень для меня поучительны. Они
показывают, что от духобора не всегда родится духобор, что ―дух
дышит, где хочет‖ и что он не составляет исключительную
собственность какой-либо отдельной секты или веры. А потому
ошибочно говорить, что в Башкичете живут духоборцы, только потому,
что башкичетские жители носят картузы с большими козырьками и
синие поддевки. По жизни духоборы не лучше и не хуже православных.
Только такой забитости нет, как в русских селах... Есть и пьяницы, и
воры. Друг у друга крадут. Кабак постоянно полон народа. Начальства
боятся как огня и Божие охотно отдают кесарю... Учение их изложено в
―псалмах‖ и в форме вопросов и ответов. Все это они знают наизусть, но
смысла не понимают...» [11].
Хилков достаточно объективно оценивал и самих духоборцев, и
суть раскола, произошедшего в секте, тем не менее он сразу же взялся за
«очищение зерен от половы». Он хотел возбудить в сектантах дух,
направить их на истинно христианскую стезю. Умному, обаятельному,
неизменно доброжелательному Дмитрию Александровичу оказалось
нетрудно расположить к себе духоборцев, которые называли его «милым
человеком Дмитрием». Им явно льстило, что человек высшего ранга –