образованный, да еще и князь, – охотно, на равных беседовал с ними,
интересовался их жизнью и «раздавал книги для прочтения» [12].
Книгами, вернее небольшими брошюрками, изданными
издательством Л.Н. Толстого и В.Г. Черткова «Посредник» для народа,
Д.А. Хилкова снабжал Чертков. Известно, что и Толстой отправлял
Хилкову «кое-какие книжечки» (66, 282). Департамент полиции отмечал
хождение среди духоборцев сочинений Сократа, Диогена и Эпиктета.
Учения известных античных философов издавались для народа в
упрощенном и доработанном в толстовском духе виде. Десять лет
спустя, говоря о значении «Посредника», П.И. Бирюков признался, что
книжки этого издательства проникали на Кавказ в среду духоборцев с
начала 1890-х годов: «Духоборческая секта, сама по себе живая, в лице
своих лучших представителей пользуется книжками ―Посредника‖ для
обновления своего мировоззрения, и на Кавказе начинается новое
религиозное движение среди духоборов» [13]. Бирюков признал также,
что и Д.А. Хилков «своим личным влиянием» способствовал этому
движению [14].
В первый год пребывания в ссылке Хилков составляет из 70
вопросов и ответов «Псалом духоборческий», который был такой же
фальсификацией, как и « Учение духовных христиан». Позже количество
вопросов и ответов было доведено до 153, и псалом был назван
«Исповедная песнь христианская, духоборо-молоканская».
Хилков включил в псалом вопрос об отношении к войне и
убийству, хотя после введения на Кавказе в 1887-1890 гг. воинской
повинности духоборцы служили в армии и еще не помышляли об отказе
от воинской повинности: «Война и убийство, и всякое