Previous Page  10 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 22 Next Page
Page Background

образованный, да еще и князь, – охотно, на равных беседовал с ними,

интересовался их жизнью и «раздавал книги для прочтения» [12].

Книгами, вернее небольшими брошюрками, изданными

издательством Л.Н. Толстого и В.Г. Черткова «Посредник» для народа,

Д.А. Хилкова снабжал Чертков. Известно, что и Толстой отправлял

Хилкову «кое-какие книжечки» (66, 282). Департамент полиции отмечал

хождение среди духоборцев сочинений Сократа, Диогена и Эпиктета.

Учения известных античных философов издавались для народа в

упрощенном и доработанном в толстовском духе виде. Десять лет

спустя, говоря о значении «Посредника», П.И. Бирюков признался, что

книжки этого издательства проникали на Кавказ в среду духоборцев с

начала 1890-х годов: «Духоборческая секта, сама по себе живая, в лице

своих лучших представителей пользуется книжками ―Посредника‖ для

обновления своего мировоззрения, и на Кавказе начинается новое

религиозное движение среди духоборов» [13]. Бирюков признал также,

что и Д.А. Хилков «своим личным влиянием» способствовал этому

движению [14].

В первый год пребывания в ссылке Хилков составляет из 70

вопросов и ответов «Псалом духоборческий», который был такой же

фальсификацией, как и « Учение духовных христиан». Позже количество

вопросов и ответов было доведено до 153, и псалом был назван

«Исповедная песнь христианская, духоборо-молоканская».

Хилков включил в псалом вопрос об отношении к войне и

убийству, хотя после введения на Кавказе в 1887-1890 гг. воинской

повинности духоборцы служили в армии и еще не помышляли об отказе

от воинской повинности: «Война и убийство, и всякое