Previous Page  12 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 22 Next Page
Page Background

внутреннего состояния в духоборческом обществе, которое проявилось

после раскола. Лидеры так называемой «большой партии», признавшей

своим вождем П.В. Веригина, понимали, что необходимы радикальные

перемены в жизни секты, благополучие и зажиточность которой

неизбежно приведут к ее распаду; перемены, способные возродить

былой религиозный энтузиазм и сплотить веригинцев. Толстовское

религиозно-философское учение с его жестким, доходчиво

обоснованным аскетизмом было как раз той идейной платформой, на

которой могло состояться духовное возрождение духоборцев. После того

как закавказская администрация встала на сторону противников П.В.

Веригина, а его самого отправила в ссылку, в среде духоборцев резко

усилились антигосударственные настроения. Главная причина успеха

пропаганды толстовских идей среди духоборцев заключалась в том, что

они были восприняты П.В. Веригиным и, будучи освящены его

сакральным авторитетом, приобретали в среде его наиболее фанатично

настроенных последователей статус религиозных догм.

С 1887 г. Петр Васильевич Веригин – любитель роскошной

жизни и веселых забав – находился в ссылке на севере России. По

свидетельствам современников и по его письмам, перелом в его

мировоззрении произошел в период с мая 1890 г. по 1893 г., во время

пребывания в Коле Архангельской губернии. Он перестал курить, пить,

есть мясо, занялся работой на земле и благотворительностью [16].

Кто или что так сильно повлиял на него? Этот вопрос пока

остается без ответа. Архангельская губерния была местом ссылки людей

разных религиозных направлений и политических убеждений, с

которыми общался Веригин. Не исключено, что в руки Веригина могла