внутреннего состояния в духоборческом обществе, которое проявилось
после раскола. Лидеры так называемой «большой партии», признавшей
своим вождем П.В. Веригина, понимали, что необходимы радикальные
перемены в жизни секты, благополучие и зажиточность которой
неизбежно приведут к ее распаду; перемены, способные возродить
былой религиозный энтузиазм и сплотить веригинцев. Толстовское
религиозно-философское учение с его жестким, доходчиво
обоснованным аскетизмом было как раз той идейной платформой, на
которой могло состояться духовное возрождение духоборцев. После того
как закавказская администрация встала на сторону противников П.В.
Веригина, а его самого отправила в ссылку, в среде духоборцев резко
усилились антигосударственные настроения. Главная причина успеха
пропаганды толстовских идей среди духоборцев заключалась в том, что
они были восприняты П.В. Веригиным и, будучи освящены его
сакральным авторитетом, приобретали в среде его наиболее фанатично
настроенных последователей статус религиозных догм.
С 1887 г. Петр Васильевич Веригин – любитель роскошной
жизни и веселых забав – находился в ссылке на севере России. По
свидетельствам современников и по его письмам, перелом в его
мировоззрении произошел в период с мая 1890 г. по 1893 г., во время
пребывания в Коле Архангельской губернии. Он перестал курить, пить,
есть мясо, занялся работой на земле и благотворительностью [16].
Кто или что так сильно повлиял на него? Этот вопрос пока
остается без ответа. Архангельская губерния была местом ссылки людей
разных религиозных направлений и политических убеждений, с
которыми общался Веригин. Не исключено, что в руки Веригина могла