ОТЪѢЗДЪ.
103
— А теперь, стало быть, покорился? — сказала
Христина, уже оправившись и съ полемическою но-
той въ голосѣ.
— Не покорился, — возразилъ Мигя, — а по
мыслямъ моимъ иначе вышло.
Къ примѣру, мы
мудрствовали такъ: Богъ создалъ міръ въ кротости
и красотѣ, a человѣкъ переуродовалъ его и все
перепортилъ.
Онъ формулировалъ свою основную мысль очень
близко къ извѣстнымъ словамъ Руссо.
— Богъ создалъ такое множество вещей, цвѣты,
травы, плоды и все отдалъ людямъ даромъ, а люди
все расхватали и разобрали, и теперь, то есть, даже
бумажки кусочекъ не дадутъ даромъ, а все гово-
рятъ: купи. А съ природой человѣкъ поступаетъ
какъ разбойникъ: цвѣтокъ увидитъ — сорветъ, де-
рево увидитъ — срубитъ, а они вѣдь тоже живутъ
и растутъ... Для жизни человѣческой, говорятъ,
надо трудиться. Но какой у человѣка трудъ, самый
разбойницкійі Плугъ вѣдь все равно—ножъ, острое
желѣзо. Разворочай землѣ утробу — силомъ, на-
пихай туда зерна — силомъ, что вырастетъ, под-
рѣжь подъ корешокъ, желѣзомъ. Все силомъ, отъ-
емомъ... Къ чему это ? Земля вѣдь тоже живая ? ..
— А то якъ: к ъ ч е м у ? — возразила Хри-
стина. — Хлѣба исти...
— А мы пробовали безъ хлѣба, — простодушно
сказалъ Зыбинъ; — на травку перешли.
— Тю! — сказала Христина. — Хиба жъ вы
овцы ?..
Зыбинъ улыбнулся и утвердительно кивнулъ го-
ловой.
— Когда заперли нашихъ въ Іорктонѣ въ эми-
грантскій домъ, — сказалъ онъ, — тамъ ограда боль-