112
ДУХОБОРЫ ВЪ КАНАДІІ.
пока обѣ стороны совсѣмъ „остеклѣютъ" отъ утом-
ленія и кто-нибудь замретъ на полусловѣ, побѣжден-
ный сномъ. Съ самаго начала собесѣдники мои ока-
зались искушенными діалектиками, и часто мнѣ нужна
была вся моя осмотрительность, чтобы отстаивать
свои позиціи отъ разностороннихъ нападеній. Конечно,
мы говорили не однимъ и тѣмъ же языкомъ и упо-
требляли различные термины.
За этими полуграмотными мужиками чувствовалась
привычка къ самостоятельному мышленію и прочный
навыкъ къ изложенію своихъ взглядовъ. Они пріо-
брѣли ихъ въ обстоятельныхъ бесѣдахъ, которыя изъ
года въ годъ ведутся въ каждомъ селѣ, чуть не въ
каждомъ домѣ, преимущественно по зимамъ, когда
досуга больше. Я самѣтилъ, однако, что, благодаря
значительному сходству своихъ взглядовъ, духоборче-
скіе спорщики нѣсколько пріѣлись другъ дэугу и
что участіе свѣжаго человѣка было для нихъ прият-
ною новинкой.
Ваня и Алдоша были какъ Марѳа и Марія духо-
борства. Ваня былъ человѣкъ хорошо грамотный.
Въ прошломъ онъ долго состоялъ
ВОЛОСТНЬІМЪ
пи-
саремъ и теперь попалъ въ городскіе уполномочен-
ные именно изъ-за своей привычки справляться съ
сложными расчетами. Ваня былъ весельчакъ и бала-
гуръ, но то же не безъ наклонности къ философ-
скимъ спорамъ. По вечерамъ, когда мы вели цѣлымъ
кругомъ безконечныя прен:я, онъ обыкновенно си-
дѣлъ у стола надъ своей записной книжкой и под*
водилъ итоги. Однако время отъ времени онъ под-
нималъ голову и вставлялъ короткое замѣчаніе, освѣ^
щавшее вопросъ съ неожиданной стороны. Какъ-то,
помню, разговоръ коснулся медицины. Я сталъ от-
стаивать культурную необходимость врачебной по-