ІОРКТОНЪ.
117
будь вліяніе въ этой нераскаянной средѣ и собирался
перенести свою дѣятельность къ сосѣднимъ русинамъ,
уніатамъ или православнымъ, духовныя потребности
которыхъ были предоставлены на произволъ судьбы
и которые въ болѣе глухихъ мѣстахъ не знали даже,
у кого крестить ребенка, одинаково колеблясь между
ирландскимъ католическимъ патеромъ и англійскимъ
пасторомъ, тоже бритымъ и вдобавокъ одѣтымъ вмѣ-
сто рясы во фракъ и манишку съ бѣлымъ галсту-
хомъ. Въ ихъ средѣ онъ могъ разсчитывать на вѣр-
ную ловитву, особенно при посредствѣ церковно-
приходской школы, которую духоборы такъ непри-
вѣтливо отвергли.
Армянинъ былъ упрямѣе.
— Не хотятъ слухать, не надо! — говорилъ
онъ. — На что мнѣ глупыя духоборскія уши? Я
уйду въ лѣсъ и буду разговаривать деревамъ . . .
Впрочемъ, его интересы постепенно отвлекались
въ другую сторону. Онъ пріобрѣлъ себѣ ферму и
присматривалъ на границѣ Духоборіи обширный уча-
стокъ для будущей армянской колоніи, о которой
говорила мнѣ г-жа Казабова въ Виннипегѣ, Коварный
Ваня Подовинниковъ однако продолжалъ водить
дружбу съ обоими миссіонерами. Онъ скоро удо-
стовѣрился, что между ихъ воззрѣніями существуетъ
ощутительная разница, и въ разговорахъ тотчасъ же
принимался противопоставлять ихъ взаимные аргу-
менты, прикрываясь полнѣйшимъ безличіемъ и же-
ланіемъ воспринять истину. Иногда проповѣдники не
выдерживали и вступали въ прямой споръ, особенно
по вопросу о свободной волѣ и предопредѣленіи.
Оба они принимались горячиться и сыпать аргумен
тами, уже совершенно не обращал вниманія на чи-
стоту слога. Получалась неописуемая сцена, назида-