Previous Page  170 / 309 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 170 / 309 Next Page
Page Background

КРЕСТОВЫЙ

походъ.

167

селенія въ селеніе, ведя безконечные диспуты по

главнымъ вопросамъ духоборскаго міросозерцанія.

Идеологи скоро выдвинулись впередъ. Они разви-

вали духоборское ученіе до его логическихъ край-

ностей и доказывали, что лучшее средство для борь-

бы съ г. Киизомъ состоитъ съ самоусовершенство-

ваніи и въ самоосвобожденіи. Для этого нужно

снять съ самого себя себя иго матеріальнаго грѣха,

„сбросить физику", какъ выражались идеологи, и

попутно свергнуть ярмо со всей окружающей твари,

въ особенности же съ рабочаго скота. Большинство

слушало эту проповѣдь, вздыхало и оставалось при

своемъ, нерѣшаясь отказаться отъ „физики" и отърабо-

чихъ лошадей. Меньшинство постепенно объединялось

и настаивало на своемъ. Въ августѣ, по окончаніи по-

левыхъ работъ, разномысліе превратилось въ раз-

рывъ. Ригористы выдѣлили свою часть скота во всѣхъ

селеніяхъ и отпустили его на свободу. Мѣстами не

обошлось безъ ссоръ, но въ общемъ раздѣлъ совер-

шился довольно мирно. Во многихъ селеніяхъ риго-

ристы предлагали большинству взять на себя весь

скотъ и отвѣтственность за него. Большинство упорно

отказывалось. „У насъ самихъ умъ на-двое, — гово-

рили они. — Мы не знаемъ, что еще будемъ дѣлать

со своею частью".

Дарованіе свободы скоту сопровождалось нѣко-

торою торжественностью. Освобождаемыхъ коровъ и

лошадей собирали изъ разныхъ селеній въ одно

мѣсто, гдѣ былъ устроенъ огромный загонъ. Тутъ

ихъ стерегли и кормили нѣсколько дней. Потомъ

толпа „искателей слободы" съ пѣніемъ псалмовъ

прогнала скотъ въ лѣсъ на послѣднее разставанье.

— А лошади идутъ такія понурыя, — просто-

душно разсказывали бабы, — повѣсили головы до