КРЕСТОВЫЙ
походъ.
167
селенія въ селеніе, ведя безконечные диспуты по
главнымъ вопросамъ духоборскаго міросозерцанія.
Идеологи скоро выдвинулись впередъ. Они разви-
вали духоборское ученіе до его логическихъ край-
ностей и доказывали, что лучшее средство для борь-
бы съ г. Киизомъ состоитъ съ самоусовершенство-
ваніи и въ самоосвобожденіи. Для этого нужно
снять съ самого себя себя иго матеріальнаго грѣха,
„сбросить физику", какъ выражались идеологи, и
попутно свергнуть ярмо со всей окружающей твари,
въ особенности же съ рабочаго скота. Большинство
слушало эту проповѣдь, вздыхало и оставалось при
своемъ, нерѣшаясь отказаться отъ „физики" и отърабо-
чихъ лошадей. Меньшинство постепенно объединялось
и настаивало на своемъ. Въ августѣ, по окончаніи по-
левыхъ работъ, разномысліе превратилось въ раз-
рывъ. Ригористы выдѣлили свою часть скота во всѣхъ
селеніяхъ и отпустили его на свободу. Мѣстами не
обошлось безъ ссоръ, но въ общемъ раздѣлъ совер-
шился довольно мирно. Во многихъ селеніяхъ риго-
ристы предлагали большинству взять на себя весь
скотъ и отвѣтственность за него. Большинство упорно
отказывалось. „У насъ самихъ умъ на-двое, — гово-
рили они. — Мы не знаемъ, что еще будемъ дѣлать
со своею частью".
Дарованіе свободы скоту сопровождалось нѣко-
торою торжественностью. Освобождаемыхъ коровъ и
лошадей собирали изъ разныхъ селеній въ одно
мѣсто, гдѣ былъ устроенъ огромный загонъ. Тутъ
ихъ стерегли и кормили нѣсколько дней. Потомъ
толпа „искателей слободы" съ пѣніемъ псалмовъ
прогнала скотъ въ лѣсъ на послѣднее разставанье.
— А лошади идутъ такія понурыя, — просто-
душно разсказывали бабы, — повѣсили головы до