170
ДУХОБОРЫ ВЪ КАНАДЪ.
Главнымъ мотивомъ похода на Виннипегъ, который
далъ содержаніе и отчасти направленіе движенію,
была жажда проповѣди, потребность прозелитизма,
которая почти непроизвольно изливается изъ каждаго
новаго религіознаго или общественнаго ученія. Не-
даромъ искатели „слободы" охотнѣе называли себя
„проповѣдниками" и все движеніе — „походомъ на
проповѣдь". Переселеніе изъ одной матеріальной и
духовной атмосферы въ другую всколыхнуло духо-
борскую общественную ячейку до самаго дна, и
энергія ея изъ пассивнаго состоянія перешла въ ак-
тивное и наступательное. Духоборы измѣнили самое
названіе своего ученія и стали называть себя хри-
стіанами всемірнаго братства, и уже это имя зая-
вляетъ притязание на возможно широкое распростра-
неніе. Вмѣсто прежняго ученія о маломъ, но избран-
номъ народѣ, который сосредоточиваетъ въ себѣ
святость всей земли, духоборы заговорили о томъ,
что нужно нести законъ во всѣ концы земли и во
всѣ народы. Даже теперь, послѣ крушенія и ком-
промисса, эта идея все еще крѣпка среди бывшихъ
приверженцевъ „проповѣди".
— Ты спрашиваешь, зачѣмъ ходили въ Миие-
тозу? — говорилъ мнѣ въ селѣ Надежда старикъ
Аѳанасій Зорчаковъ, одинъ изъ самыхъ привлекатель-
ныхъ типовъ всей Духоборіи. — А вотъ, къ при-
мѣру, если я теперь помру, станетъ Господь спра-
шивать: „Ты зналъ Божій законъ?" — Я скажу:
Хоть трошки (чуть-чуть) зналъ. — „А какой за-
конъ?" — Не пейте вина, не курите трубку, не
убивайте, любите другъ друга. — „А отчего же ты
братьямъ не сказывалъ?" — Я ходилъ, сказывалъ. —
„А они отчего не послухали?" — А я почемъ знаю?
Значить, моя оправданія...