КРЕСТОВЫЙ
походъ.
165
это? — говорили духоборы. — Если это — стати-
стика, чтобы счетъ узнавать, то это не противно
Божьему закону, но если это — плата для порабо-
щенія, то это не гоже. Ежели о н ъ для своей
выгоды собираетъ деньги, какъ все равно скотъ
держитъ и продаетъ, то мы на это не согласны".
Еще болѣе возмутительнымъ казалось духобо-
рамъ обязательство обращаться по бракоразводнымъ
дѣламъ къ англійскому судьѣ. „Какое ему дѣло! —
негодовали они. — Этого и въ старомъ краю не
было!".
Духоборы признаютъ брачныя отношенія исклю-
чительнымъ дѣломъ заинтересованныхъ сторонъ, и
даже родители не имѣютъ права вмѣшиваться, хотя
бы совѣтомъ. Вопросъ этотъ, впрочемъ, носилъ со-
вершенно теоретическій характеръ, ибо въ послѣд-
ніе четыре года Духоборія имѣла только одинъ
случай развода, но духоборы твердо стояли на
своемъ.
„Объясните намъ, въ чемъ ваше подданство? —
недовѣрчиво спрашивали они канадскихъ агентовъ.—
Быть можетъ, въ томъ, чтобы у правительства ноги
мыть или сапоги чистить, то это намъ подходитъ.
А если, напримѣръ, убивство или еще какая-нибудь
ч е л о в ѣ ч е н с к а я часть, то мы на это не соизво-
ляемъ". Агенты, однако, не могли дать имъ удовле-
творительная отвѣта, быть можетъ потому, что
понятіе канадскаго „подданства" никакъ не могло
уложиться въ знакомые духоборамъ термины.
Нѣкоторую роль въ походѣ „проповѣдниковъ"
сыграло также разочарованіе многихъ духоборовъ
въ климатѣ новоизбранной ими страны. Когда они
поднимались со своихъ насиженныхъ гнѣздъ, между
ними циркулировали слухи о теплыхъ земляхъ, о