222
ДУХОБОРЫ ВЪ КАНЛД-В.
манна падала съ неба. Конечно, какъ человѣкъ всю
природу испортилъ, вырубилъ фруктовые сады и
корни выжегъ, a мѣсто изрылъ и испакостилъ, зна-
читъ, трудно ворочаться къ тому, какъ было вначалѣ,
но все-таки придетъ же къ этому, напримѣръ, послѣ
втораго пришествія, обновленіе рода. Конечно, какъ
люди—братья, значитъ, должны всѣ пользоваться.
Потому если ты завладѣлъ одинъ, значитъ, ты развѣ
лучше? Только ты отнялъ отъ другихъ братьевъ. А
давай-ка пользоваться всѣ вмѣстѣ. Иасчетъ одежи
мы думали, что, значитъ, мы стыдимся наготу свою,
какъ стыдъ есть плодъ грѣха,—напримѣръ, если
укралъ что, то тому стыдно, такъ же человѣкъ
стыдится своего тѣла. Намъ же надлежитъ пере-
бороть грѣхъ и обновить природу, чтобы какъ голый,
такъ и одѣтый было одно естество. Мы говорили
имъ: „Ты зачѣмъ голыхъ боишься, одѣтыхъ не
боишься, а тотъ же человѣкъ?" Поэтому, когда при-
ходили въ селеніе, то дѣлали обрядикъ, показывали,
что не бойтесь, значитъ, если мы ходимъ голые;
такъ проходили сквозь село, одѣвались и шли дальше.
Видѣній намъ не было, но шли въ душевной ра-
дости, что мы достигли слободы. И братьевъ пробо-
вали убѣждать только со словомъ и съ любовью.
Напримѣръ, мы травку ѣли оттого, что мы отвер-
гаемъ работу, значить, ѣду намъ брать неоткуль.
Если брать не хочетъ давать отъ вольнаго сердца,
то чтобы не насилить его слободы, лучше же я буду
ѣсть травку, какъ овца. И когда они вышли на
насъ съ палками, мы имъ не сопротивлялись, но ложи-
лись и говорили: бей меня, если хочешь, или даже
совсѣмъ засѣки, если по-твоему выходить такъ...
Потомъ, какъ арестовали насъ, привезли въ Рейд-
жайну, въ тюрьму, наши не стали покоряться, не