РусскіЕ сосъци.
227
вставалъ неоднократно, но былъ рѣшенъ отрицательно,
что опять-таки совершенно естественно. Для того,
чтобы присоединиться къ такой общинѣ, интеллигент-
ный человѣкъ все-таки долженъ отказаться отъ нѣ-
которыхъ сторонъ своей личной свободы, а главное—
поставить на первое мѣсто матеріальные и духовные
интересы данной общины. Послѣднее требованіе
очень трудно осуществимо, по крайней мѣрѣ въ той
полнотѣ, какая требуется въ настоящемъ случаѣ.
Интеллигентный человѣкъ способенъ искренно интере-
соваться судьбой человѣчества и прогресса, но для
него гораздо труднѣе слиться съ частными интере-
сами данной общественной группы, которая еще вчера
была для него совершенно чужой. Даже послѣ нѣ-
сколькихъ лѣтъ совмѣстнаго жительства онъ всегда
будетъ проводить демаркаціонную черту между своей
жизнью и общинной, чего Духоборія не захочетъ
признать. Нужно родиться духоборомъ для того,
чтобы постоянно болѣть сердцемъ о судьбѣ духо-
борскихъ людей, безпокоиться о доброй славѣ Духо-
боріи предъ другими народами, отдавать ей свой
трудъ и время, не имѣть ничего собственнаго или,
въ случаѣ надобности, жертвовать всѣмъ, что имѣ-
ешь, до послѣдняго куска. Именно такъ поступали
и поступаютъ Зибаровъ, Фофановъ, Поповъ и другіе
выдаюіціеся духоборы. Для русскаго интеллигента
стать духоборскимъ общинникомъ такъ же трудно,
какъ, напримѣръ, переселиться въ Черногорію и
внезапно сдѣлаться иламеннымъ черногорскимъ патріо-
томъ, или, лучше сказать, еще труднѣе, ибо въ
Черногоріи не придется отказаться отъ хозяйственной
индивидуальности и самыхъ интимныхъ привычекъ.
Въ такомъ же положеніи, какъ Прокопенко, нахо-
дится и г. Евгеній Сукачевъ, тоже интеллигентный
15*