Previous Page  230 / 309 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 230 / 309 Next Page
Page Background

РусскіЕ сосъци.

227

вставалъ неоднократно, но былъ рѣшенъ отрицательно,

что опять-таки совершенно естественно. Для того,

чтобы присоединиться къ такой общинѣ, интеллигент-

ный человѣкъ все-таки долженъ отказаться отъ нѣ-

которыхъ сторонъ своей личной свободы, а главное—

поставить на первое мѣсто матеріальные и духовные

интересы данной общины. Послѣднее требованіе

очень трудно осуществимо, по крайней мѣрѣ въ той

полнотѣ, какая требуется въ настоящемъ случаѣ.

Интеллигентный человѣкъ способенъ искренно интере-

соваться судьбой человѣчества и прогресса, но для

него гораздо труднѣе слиться съ частными интере-

сами данной общественной группы, которая еще вчера

была для него совершенно чужой. Даже послѣ нѣ-

сколькихъ лѣтъ совмѣстнаго жительства онъ всегда

будетъ проводить демаркаціонную черту между своей

жизнью и общинной, чего Духоборія не захочетъ

признать. Нужно родиться духоборомъ для того,

чтобы постоянно болѣть сердцемъ о судьбѣ духо-

борскихъ людей, безпокоиться о доброй славѣ Духо-

боріи предъ другими народами, отдавать ей свой

трудъ и время, не имѣть ничего собственнаго или,

въ случаѣ надобности, жертвовать всѣмъ, что имѣ-

ешь, до послѣдняго куска. Именно такъ поступали

и поступаютъ Зибаровъ, Фофановъ, Поповъ и другіе

выдаюіціеся духоборы. Для русскаго интеллигента

стать духоборскимъ общинникомъ такъ же трудно,

какъ, напримѣръ, переселиться въ Черногорію и

внезапно сдѣлаться иламеннымъ черногорскимъ патріо-

томъ, или, лучше сказать, еще труднѣе, ибо въ

Черногоріи не придется отказаться отъ хозяйственной

индивидуальности и самыхъ интимныхъ привычекъ.

Въ такомъ же положеніи, какъ Прокопенко, нахо-

дится и г. Евгеній Сукачевъ, тоже интеллигентный

15*