СЕЛО ТРУЖДЕНІЕ.
225
дойти дальше, и я бы шатался, и было бы некрѣпко.
Нѣкоторые члены большинства относились однако
не безъ насмѣшки къ добровольной покорности
голыхъ.
— Какъ не добровольно! —говорилъ мнѣ по
этому поводу съ ироніей мой квартирный хозяинъ.—
Какъ пословица говорится: семь лѣтъ молотилъ,
одинъ разъ проглотилъ. Къ примѣру, они говорятъ,
манна падала съ неба, не надо было трудиться. А
того не разберутъ, что все-таки надо было нагибаться,
да ее собирать. А и теперь такую же манную
Господь постоянно посылаетъ,—хлѣбъ святой... От-
того и боятся иные,—закончилъ онъ,—примать ли
ихъ назадъ въ общество. Богъ ихъ знаетъ, что они
еще будутъ отыскивать. Видомъ покорится, а умомъ-
то помаркиваетъ, ищетъ случай.
Я, впрочемъ, упоминалъ, что община рѣшила по-
томъ принять голыхъ обратно.
Насмѣшки надъ голыми перешли даже къ ребя-
тишкамъ. Такъ, дѣвчонки въ Тружденіи разсказы-
вали мнѣ: „О, страсть Господня, когда эти голые
перво пошли по нашему селу! Виски у нихъ длин-
ные, нечесанные, бородья у всѣхъ мохнатыя, глаза
такіе свѣтлые, какъ вода, сами синіе, худые, чисто
утопленники!". Когда начинались ссоры, дѣти изъ
семей большинства тотчасъ же упрекали дѣтей изъ
противоположной партіи: „Твой тятя безъ штановъ
ходилъ. Вы голоштанники!" Однимъ словомъ, не-
удачное движеніе голыхъ оставило въ Тружденіи
слѣды, которые залѣчиваются медленнѣе, чѣмъ въ
другихъ мѣстахъ.
в. Г. Танъ. VII.
15