2 2 8
ДУХОБОРЫ
въ
КАНЛД-В.
человѣкъ, живуіцій среди духоборовъ и занимающійся
по зимамъ обученіемъ ихъ дѣтей. Онъ говорилъ мнѣ,
что духоборы предлагали ему жениться въ ихъ средѣ
и стать общинникомъ, но онъ отказался.
Мнѣ духоборы говорили по этому поводу до-
вольно грубо, но мѣтко:
— Конечно, г. Сукачевъ не хочетъ отстать отъ
своихъ прихотевъ. Напримѣръ, табачекъ,—совсѣмъ
пустое дѣло, для чего его курить? А Семенъ Па-
вловичъ (Прокопенко) мясо ѣстъ, конечно, не захо-
тели отказаться.
Гг. Сукачевъ и Прокопенко много говорили мнѣ
о духоборской жизни, освѣщая ее съ нѣсколько спе-
ціальной точки зрѣнія.
— Духоборы считаютъ, что они—избранный на-
родъ,—говорилъ Прокопенко,—а остальные народы,—
какъ грязь предъ ними. Только они держатъ это
въ тайнѣ, чтобы ихъ не возненавидѣли всѣ люди.
Веригинъ сосредоточилъ въ себѣ всю сущность духо-
борскихъ идей. Онъ полуграмотный человѣкъ, но
прекрасный правитель. Зато для него все равно—об-
мануть, солгать, оплевать, напримѣръ, оплести ка-
надское правительство, лишь бы отстоять свое обще-
ство.
— Теперь духоборовъ восемь тысячъ,—говорилъ
Прокопенко,—но они размножаются быстрѣе амери-
канцевъ. Слѣдовательно, черезъ сто лѣтъ ихъ будетъ
милліонъ. Тогда они будутъ выше всѣхъ, они со-
трутъ съ лица земли сосѣдей и завладѣютъ всей
Канадой.
— Не думайте, что я это противъ духоборовъ
говорю,—прибавлялъ г. Прокопенко.—Я радъ, что
они захватятъ Канаду. Цивилизація умираетъ, и
такимъ народамъ принадлежитъ будущее.
Город-