26 2
ИСКАТЕЛИ.
шать не хотятъ, другъ на дружку смотрятъ косо.
Что съ ними,подѣлаешь?
Я привожу его разсказъ полностью, несмотря на
длинноты и повторенія. По-моему Александръ Але-
ксѣевъ очень типиченъдля крупнаго мужидкаго интел-
лигента-самородка,-который началъ отъ книги „Камень
Вѣры" и дошелъ до Геккеля и Ренана, даже до
Спинозы.
Ибо много теперь такихъ Неручевыхъ, которые
не знаютъ страха и доходятъ умомъ до всего...
Они есть въ Твери и въ Самарѣ, и въ Астрахани.
Они бываютъ разныхъ оттѣнковъ : одни агрессивные,
какъ Неручевъ другіе — незлобивые, примири-
тельные, какъ сама природа.
Я упомянулъ имя самарскаго слѣпца Пахомова.
Это фигура еще крупнѣе и оригинальнѣе Неручева.
Я буду писать о немъ ниже.
А въ Астрахани на рыболовномъ суднѣ я встрѣ-
тилъ стараго матроса. Онъ грѣлся на солнцѣ и чи-
талъ книгу Метью Арнольда: „Свѣтъ Азіи". Онъ
сказалъ мнѣ: — Три года я читаю эту книгу и
теперь я знаю: всѣ вѣры святы, и всѣ люди соз-
даны, чтобы быть царями...
— Я мужицкаго роду, — разсказывалъ Неру-
чевъ, — путанной вѣры. Отецъ и мать православ-
ные, и бабки и дѣды, а тетка изъ своей чашки ѣла.
А для чего, сама не понимаетъ. Былъ я восемна-
дцати лѣтъ. Смерть охота книги читать. Гдѣ ихь
возьмешь? Былъ начетникъ спасовскій, у негодочи.
A евангеліе большое. Думаю, дочь возьму, онъ
книгочей — будемъ вмѣстѣ читать.
„Женили насъ. Въ конецъ масленой пришелъ
я къ тестю. У него самоваръ, бутылка. „Хвати,
затекъ!" Я морду ворочу. „Молодъ еще. Угля-