40
ДУХОБОРЫ ВЪ КАНАДІІ.
дѣлы. Они дѣйствительно походили на цвѣты или
на молодые плоды, еще покрытые первымъ дѣвствен-
нымъ пушкомъ. Всѣ они были такіе славные, чистые,
прозрачные, какъ стекло. Никто изъ нихъ не пилъ
водки и не курилъ табаку. Уста ихъ не раскрыва-
лись для крѣпкихъ словъ, которыя считаются тради-
ціонной принадлежностью русской народной рѣчи,
даже въ полуофиціальномъ обиходѣ. За три года
ни одинъ изъ нихъ не имѣлъ столкновенія съ ка-
надской полиціей, не сидѣлъ въ участкѣ, не судился
у мирового судьи, однимъ словомъ, не продѣлывалъ
всѣхъ тѣхъ прелестей, которыми такъ богата наша
широкая всероссийская улица. Зато эти мужицкія
дѣти, таскавшія землю и ворочавшія бревна въ ка-
надскомъ городѣ, живо напомнили мнѣ нашу универ-
ситетскую молодежь. У нихъ были такіе же чуткіе
ко всему
7
интеллигентные души и умы, хотя около
половины изъ нихъ были малограмотны, a другіе
тоже не пошли дальше хрестоматіи и „Родного Слова".
Но учиться и мыслить можно не только по старымъ
книжкамъ или даже по новѣйшимъ литографирован-
нымъ лекціямъ.
Эти духоборскіе юноши выросли въ критическую
эпоху, на поворотѣ жизни своего небольшого міра.
Они скитались вмѣстѣ со своими отцами по холод-
нымъ грузинскимъ ауламъ, потомъ переѣзжали черезъ
океанъ. Исторія выбросила ихъ вмѣстѣ со всей об-
щиной прямо на безлюдную степь, гдѣ не было ни-
чего, кромѣ суеликовъ и комаровъ, и въ минувшіе
три года они работали больше и тяжелѣе всѣхъ,
создавая матеріалъ для новаго жизнестроительства.
Вмѣстѣ со всей общиной эти молодые люди участво-
вали въ выработкѣ своеобразныхъ идеаловъ, которая
совершается въ оригинальномъ русско-канадскомъ