КРЕСТОВЫЙ
походъ.
159
время глаза терпѣнцевъ загорались уже знакомымъ
мнѣ холоднымъ и свѣтлымъ блескомъ; и они опять
заговаривали о подданстве, въ которое о н ъ хочетъ
уловить ихъ о б ч и н у, чтобы поставить свой уставъ
выше небеснаго закона. На утро настроеніе изме-
нялось, и терпѣнцы отзывались о своихъ недавнихъ
подвигахъ уже со снисходительною улыбкой: „Надо
всего попробовать! — говорили они. — Вотъ схо-
дили, посмотрѣли мѣста. Хоть насъ вѣтромъ по-
обдуло. Не чѣмъ колодой на мѣстѣ лежать".
Душевное состояніе жителей села Терпѣнія напо-
минало мнѣ струю раскаленной лавы, которая снаружи
остыла и покрылась холодною корою и уже прини-
маетъ первыя цѣпкія сѣмена дорожныхъ травъ, между
тѣмъ какъ въ нѣдрахъ ея еще таится бѣлокалиль-
ный жаръ и порою - пробивается наружу сквозь слу-
чайные трещины. Я имѣю въ виду такъ называемый
крестовый походъ въ Виннипегъ, о которомъ уже
упоминалъ въ предыдущихъ очеркахъ.
Кипрскій
околотокъ составлялъ главную силу этого оригиналь-
наго движенія, и село Терпѣніе стояло во главѣ
Кипрцевъ и ушло въ походъ все цѣликомъ — съ
женщинами и дѣтьми, — оставивъ на покинутыхъ
пепелищахъ только двухъ „несогласныхъ" мужчинъ,
которые говорили: „Намъ темно! Мы не видимъ,
куда идти!" Только на сѣверномъ участкѣ, благо-
даря вліянію и примѣру Николая Зибарова, были
случаи такого поголовнаго . единодушія, увлекавшаго
цѣлыя села. Въ другихъ поселкахъ населеніе обы-
кновенно раскалывалось на двѣ неравныя части :
большинство колебалось, но оставалось дома, не
имѣя силы оторваться отъ уже насиженныхъ мѣстъ;
меньшинство отдавалось теченію и уходило „на про-
повѣдь". „Походъ на проповѣдь" является, быть