КРЕСТОВЫЙ ПОХОДЪ.
161
оставаться, надо идти"... Увлеченіе перебрасыва-
лось изъ селенія въ селеніе, какъ горящая струя
пороха, и заражало цѣлыя толпы. Семьи распада-
лись: жены бросали мужей, даже мальчики-подростки
уходили отъ родителей и присоединялись къ походу.
Въ одномъ селеніи у Громовой Горы, старая, вось-
мидесятилѣтняя старуха, ходившая на двухъ косты-
ляхъ, выразила желаніе сопровождать „проповѣдни-
ковъ" и настояла на своемъ, несмотря на всѣ уго-
воры.
„Вы оставайтесь, если хотите, — заявила
непреклонная старуха, — а я пойду, хоть бы одна,
а не пойду, такъ поползу на колѣнкахъ". Въ дру-
гихъ случаяхъ не только старики, но даже люди
совершенно больные и немощные выразили желаніе
участвовать въ походѣ.
„Проповѣдники* сдѣлали
для нихъ носилки и понесли их> съ собою съ этапа
на этапъ. Двѣ женщины въ послѣднемъ періодѣ
беременности тоже не захотѣли отстать отъ другихъ.
Одна изъ нихъ родила на первомъ же ночлегѣ. На
утро ее положили на носилки вмѣстѣ съ ребенкомъ
и понесли впередъ. Къ вечеру ребенокъ умеръ отъ
холода и истощенія, и духоборы закопали его въ
лѣсу, но женщину они донесли до города Іорктона,
гдѣ произошла ихъ первая встрѣча съ англійскими
властями.
Странное и поразительное зрѣлище должно было
представлять это духоборское шествіе. Всего „про-
повѣдниковъ" собралось около 1,700 человѣкъ, въ
томъ числѣ больше половины женщинъ и дѣтей.
Были послѣдніе дни октября, погода стояла мокрая,
холодная. Иногда подъ утро прихватывалъ крѣпкій
заморозокъ и выпадалъ легкій и летучій снѣжокъ.
Духоборы шли въ шубахъ и въ мѣховыхъ шапкахъ;
женщины несли на рукахъ грудныхъ младенцевъ и
в. г. Танъ. VII.
11