РУССКІЕ сосѢди.
237
пришлось своихъ коровъ, лошадей отдать въ общину,
Поговори-ка хоть съ Иваномъ Коныгинымъ.
Я, однако, неоднократно разговаривалъ съ Ива-
номъ Коныгинымъ, и его рѣчи далеко не совпадали
съ инсинуаціами хохлацкаго протестанта.
— Я имѣлъ три пары лошадей, — говорилъ Коны-
гинъ, — но теперь все отдалъ въ равненіе. Что же
говорить, пусть отдалъ, надо къ людямъ быть ми-
лостивымъ. У меня трое большихъ сыновъ, но я это
не считаю. Изъ нашихъ есть такіе, которые въ роз-
ницу очень заживно жили, a другіе бы изъ работ-
никовъ никогда не вышли. Это надо поровнять.
— Напримѣръ, когда заводили общину, — го-
ворилъ Коныгинъ, — иные на сѣверѣ и на Лиманѣ
(озеро Добраго Духа) имѣли по семи коровъ. Они
имѣли бы полное право оставить себѣ хоть часть,
но отдали все. А въ общинныхъ селахъ, которыя и
до того жили общиной, скота оказалось меньше.
Первое, что одиночные болѣе старались, а зато вто-
рое, что въ ихнихъ селахъ было очень неровно и
бѣдствія было больше.
— Все это надо привести въ порядокъ. Напри-
мѣръ, у кого нѣтъ лошадей. Вотъ вамъ способа,
наживайте. А потомъ вы наживете, я, пожалуй скажу:
„Ну, и довольно теперь. Теперь есть чѣмъ взяться,
теперь пусть я буду опять самъ по себѣ!" — А
только при бѣдности, чтобы взяться, община дюже
хороша. Безъ общины даже и не подняться ни-
какъ.
— А если будемъ жить, какъ теперь, то община
потянетъ долго, потому что теперь живутъ очень
согласно. И такъ хорошо въ общинѣ для работы
и для жизни союзной, что дай Богъ, чтобы потяну-
лось подольше.