РУССКІЕ СОСѢДИ.
233
Впрочемъ, г. Сулержицкій совершенно правъ, и
дѣятельность интеллигентовъ теперь меньше нужна
для духоборской среды. Духоборы оперились, и,
вѣроятно, недалеко то время, когда они выдѣлятъ
собственныхъ врачей и привлекутъ къ себѣ изъ
.Россіи хорошихъ платныхъ учителей. Тѣмъ не ме-
нѣе вольный врачъ или учитель могли бы найти для
себя широкое поле дѣятельности среди духоборовъ.
Для успѣха такой дѣятельности нужны два простыя
условія, которыя, однако, встрѣчаются рѣже, чѣмъ
можно думать. Во-первыхъ, въ личныхъ. сношеніяхъ
слѣдуетъ всегда ставить себя на равную доску съ
собеседниками, не преклоняясь передъ духоборскою
„премудростью" и не принимая наставническаго тона;
во-вторыхъ, всю свою дѣятельность, врачующую или
учебную, слѣдуетъ ставить на дѣловую почву, ибо
духоборы избѣгаютъ и не цѣнятъ безплатныхъ услугъ,
и вмѣстѣ съ ростомъ ихъ благосостоянія эта тен-
денция усиливается изъ года въ годъ.
Кромѣ интеллигентовъ подъ Каменкой жили три
крестьянскія семьи, Дудченка, Ольховика и Твердо-
хлѣба, всѣ три родомъ изъ Малороссіи. Мужчины
были на работахъ. Мы зашли погостить въ хату
Ольховика. Хата была глиняная, но очень аккурат-
ная, вся выбѣленная мѣломъ, съ новенькой соломен-
ной крышей. Въ передней горницѣ стояла крѣгікая
самодѣльная мебель и большая грузная плита. Еще
нестарая баба хлопотала у плиты, приготовляя обѣдъ.
Она встрѣтила насъ очень привѣтливо, но не дала
намъ просидѣть въ хатѣ пяти минутъ и потащила
насъ на свой огородъ.
— Подивитесь на мою рѣдьку! — съ восторгомъ
воскликнула она, — ото-жъ рѣдька, бодай ее попо-
ламъ. А морква, а горохи!..