Previous Page  270 / 309 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 270 / 309 Next Page
Page Background

В ъ САДАХЪ.

26?

однихъ слѣва далеко вправо, а другихъ справа еще

дальше влѣво.

Я не могъ даже разобрать, былъ ли этотъ

диковинный человѣкъ теистъ или, дѣйствительно,

атеистъ — крайній матеріалистъ.

Онъ ни передъ чѣмъ не задумывался и былъ

переполненъ безцеремоннымъ отрицаніемъ, напоми-

навшимъ наши шестидесятые годы. Народная мысль,

очевидно, переживала тѣ же этапы, что и интелли-

гентная, и, между прочимъ, дошла до материализма.

— Вотъ Фейербаха купилъ, — говорилъ Мор-

двинова — Спрашиваетъ, чѣмъ человѣкъ отъ жи-

вотныхъ разнится. Животная религіи не имѣетъ.

Про слоновъ наврали. Она не имѣетъ разума и не

знаетъ своего рода. Человѣкъ знаетъ свой родъ.

У него есть разумъ и воля, и сердце. Божественныя

ли эти вещи? ' Скажемъ: божественныя. Но если

признать божественными, то мы субъектъ, а Богъ

объектъ. Нашъ разумъ въ Его природѣ мы рас-

пространили до безконечности, и мы же на него

молимся. Я и тѣнь моя. Кто старше

Человѣкъ

дикій — и богъ дикій. Человѣкъ умнѣе — и богъ

умнѣе.

Я слушалъ его рѣчи и, наконецъ, ^просилъ:

— Скажите, пожалуйста, откуда вы взялись?

Мордвиновъ остановился.

— Я православнаго рода, — началъ онъ, —

бѣдной семьи. Съ дѣтства имѣлъ большую охоту

къ ученію. Десять лѣтъ ничего не могъ добиться,

только въ садахъ работалъ. Нашелъ книги старо-

печатныя, сталъ читать. Спасовскаго согласія на-

ставникъ, Андрей Афанасьевичъ Коноваловъ, — отъ

него занялся. Скоро принялъ его пріемы для бе-

сѣдъ, началъ съ миссіонерами недоумѣвать. Въ