Въ
САДАХЪ.
273
книги. Добился книгу „Благовѣстъ", Бесѣды „Апостоль-
скія", „Кормчая" съ доски до доски, „Дѣянія Апостоль-
скія". Многія книги стали намъ извѣстны. Такую
охоту имѣлъ. Идешь мимо лавки. „Чего надо?"
„Книгу". Дай Богь здоровье Неручеву, Александру
Алексѣевичу, онъ книгъ давалъ. Въ то именно время
я сталъ поститься. Не такъ понималъ, по буквѣ.
Въ сущемъ дѣлѣ посты полезны для перемѣны
пищи. Челъ я книгу старца Дорофея: „Какой есть
грѣхъ смѣяться за столомъ". — Не грѣхъ, а вредъ: —
крошка заскочитъ. Или народъ дикій былъ, то
ему говорили: грѣхъ, эпитимія. У просвѣщенныхъ
грековъ не было эпитиміи, а нашимъ дикимъ наро-
дамъ назначили, вродѣ, какъ гривна штрафу. Или, на-
примѣръ, постъ. Нужно ли это семейному человѣку?
Монаху нужно для укрощенія собственной плоти, у
него жеребячья плоть. Семейному надо свою плоть
питать. Или молиться, зачѣмъ два часа, — не
довольно ли четверть часа? Кто-нибудь обманулъ
на сто рублей, а Богу свѣчу поставилъ въ десять
копеекъ. Такъ эскимосы дѣлаютъ. Священство,
напримѣръ, отъ Моисея. Послѣ египетскихъ кирпи-
чей онъ далъ левитамъ, пусть кормятся. Теперь я
вижу: все это лишнее. Всѣ ихнія дѣла надо иссо-
помъ окурить, дезинфекцію сдѣлать. Если они на
ГІисаніе ссылаются, то Христосъ не то говорилъ, а:
„накормите голоднаго" Оттого я сталъ жить слабже,
чай пить, молоко хлебать, мясо ѣсть. Главное дѣло,
слово свободы пришло. Намъ стало прямѣе. Что
мы шишикали промежъ себя, то стало громко въ
народѣ. Сходныя къ намъ стали новыя книги, о чемъ
прежде мы шопоткомъ говорили: Бебель, Исторія
Шишко, Христосъ Ренана. Но только Ренанъ Христа-
человѣка извнѣ сдѣлалъ, не изнутри...
Подожди
TL Г. Танъ. VII.
1 8