Previous Page  8 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 22 Next Page
Page Background

солидарность с позицией Хилкова, который, по его мнению, на первый

план выдвинул политико-социальную сторону толстовского учения, то

есть «разрушение церкви и государства». Трегубов считал

«толстовщину», как он сам называл учение Л. Н. Толстого, тем рычагом,

которым можно «переворотить жизнь». «Но для того, чтобы

―толстовщина‖ оказалась таким рычагом, необходимо распространить ее

между народом: без народа нечего и думать о каком-нибудь перевороте.

Распространение же толстовских идей в народе с успехом идет только в

рационалистических сектах: у духоборцев, молокан, особенно у

штундистов... [Нельзя] забывать, что наши рационалистические секты

(молоканство, духоборчество и др.) стремятся очистить свои зерна от

половы. И не вина простого люда, если ему до сих пор не удалось

завершить эту очистку. Помочь совершить эту очистку должна

интеллигенция. В лице Льва Николаевича и штунды интеллигентной. Эта

помощь уже оказывается нашему народу, но этого мало, нужно больше

сил. Давайте же помогать разобраться нашему народу в его стремлениях

к истине. А для этого нам остается только распространять идеи

Л.Н[иколаеви]ча и штунду. К восприятию идей Л. Н[иколаеви]ча и

штунды наши рационалистические секты все склонны» [10]. Обращает

внимание упоминание духоборческой секты как одной из тех сект, среди

которых уже идет успешное распространение толстовских идей, и

которая уже начала очищать зерна от половы. А ведь это еще только 1889

г.! Были ли у Трегубова основания для таких заявлений, неизвестно.

Никаких данных на этот счет пока обнаружить не удалось, но

знаменательно, что духоборцы уже тогда рассматривались толстовцами

как потенциальная разрушительная сила.