Previous Page  7 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 22 Next Page
Page Background

работающие к этой цели. Одно поколение будет завещать мысль эту

следующему, и когда-нибудь фанатизм или разум приведут ее в

исполнение. Действовать сознательно к соединению людей с религией,

вот основание мысли, которая, надеюсь, увлечет меня» (47, 38).

В 1880-е годы на Украине широкое распространение получил

штундизм, на который толстовцы обратили особенно пристальное

внимание, и в эти же годы успешную пропаганду толстовства среди

крестьян Павловки Сумского уезда Харьковской губернии начал кн.

Хилков. Его друзьям – П.И. Бирюкову, А.М. Бодянскому и И.М.

Трегубову – казалось, что вот именно сейчас настало время для

пропаганды учения Толстого, создания новой религии, которая станет в

их руках бескровным оружием. Активную позицию в вопросе

пропаганды толстовства в народе с конца 1880-х годов занял Трегубов.

После прочтения присланного Бирюковым катехизиса херсонских

штундистов Трегубов писал в черновике ответного письма от 28 мая

1888 г.: «Но что делать... если у нас нет более верного средства изменить

жизнь к лучшему, как только чрез обновление старой веры на новую,

лучшую? Что делать, если главная наша сила – народ – не принимает

нашего учения, не основанного на религии?» Для автора было

совершенно ясно, что «необходимо уничтожить в народе старое

мировоззрение», и его не останавливало то, что «старое мировоззрение»

являлось основой всей традиционной культуры русского народа.

Сектанты, «особенно те из них, которые отличаются необыкновенным

самоотвержением, доходящим до распятия себя на кресте», по мнению

автора письма, были наиболее готовы к восприятию этих идей [9]. В

письме к Хилкову от 27 февраля 1889 г. Трегубов подчеркнул свою